|
Пасторы прихода Валкеасаари
На единственной
имеющейся фотографии старого белоостровского кладбища можно прочесть фамилии
двух захороненных там пасторов - Форстадиуса и Кранка.
Попробуем вспомнить всех белоостровских
пасторов, но начнем с вышеупомянутых.
Старший из Форстадиусов — Александр
(Алексантери-Вильхельм) (1832 — 1905) служил в лютеранской церкви
в Валкеасаари с 1877 по 1905 г., при нём достраивалась кирха. У Александра
Форстадиуса было 4 дочери (Hilda, Ellen, Selma, Berta) и 2 сына — Оскар
(1875 — 1932) и Альфред (1873 — 1926).
Младший сын
- Альфред Александр Форстадиус (1873 — 1926) принял эстафету и
служил пастором в лютеранской церкви в Валкеасаари (Белоостров) с 1905
по 1918 годы, затем был переведён в Терийокскую кирху, где служил в период
с 1923 по 1924 годы.
«Продолжал попечительскую миссию в церковных
делах бывший настоятель прихода Валкеасаари Альфред Форстадиус. Форстадиус
ограничился работой лишь среди бывших прихожан из Валкеасаари, находившимися
в Терийоках и Кивеннапа, а также среди некоторых жителей Рауту».
(цитата из статьи «Российские беженцы в Финляндии (1917 — 1939)
— История России»)
В Тюрисевя (Ушково), недалеко от станции,
стоял большой дом семьи Форстадиус, от которого теперь остался только
фундамент. На
карте-плане Тюрисевя 1930-х годов из книги Э. Кяхёнен «Прежние
Терийоки», дом отмечен № 65.
По современным меркам это место находится
рядом с домом № 9 на Вокзальной ул., неподалёку от ст. Ушково.
В большом доме жил сын пастора Александра
— Оскар Форстадиус, в доме рядом жили его сёстры Сельма и Берта. Напротив,
через дорогу, жила дочь пастора Альфреда Александра Форстадиуса — Альфильд
(Alfhild) (1900 — 1966) с мужем Эмилем Пекканен (Emil Pekkanen) (1894
— 1962).
Андреас Август Кранк (на могиле
— Андреас, в архивах — Андерс) служил пастором в Валкеасарской кирхе с
1868 по 1876 год.
Родился в Куортане (западная
Финляндия) 3 января 1829 года. Учился в гимназии в Вааса с 1839 по 1849.
Затем в Хельсинки на Богословском факультете с 1850 по 1855. Рукоположен
в сан священника в епархии Куопио 15.12.1857. В Санкт-Петербургскую епархию
переведён в 1862 году в только что построенную новую кирху в Губаницах.
Затем переведён в Белоостров. Умер от болезни
6 июня 1876 года в возрасте 47 лет. Был женат, детей нет.
Теперь по
порядку, то есть сначала.
Первым пастором
был Маттиас Мойсандер — с 1681 по 1686. Покинутая православными
карелами территория наполнялась лютеранами-переселенцами. Появилась часовня.
О кирхе и разговора пока не было. Валкеасаари только получил самостоятельность
от Токсовского прихода.
Родился Мойсандер в Турку около 1640 года.
Учился в Эстонии, в Тарту. Помощник викария в Токсово с 1680. Переведён
в Валкеасаари. Немногим далее в его биографии начинаются тяжёлые времена.
Он выступил против генерал-губернатора Ингрии Йорана Сперлинга, заявив,
что тот отбирает доходы у населения. В ответ Мойсандера обвинили в оскорблении,
а затем, в 1688 году, и в шпионаже. Сел в тюрьму и вышел только в 1694-м.
Более ничего о нём неизвестно. Времена были, видимо, горячие накануне
Северной войны.
Следующий по списку — Йохан Алтопаеус.
С 1687 по 1695г.
Родился в Нарве. Учился в Турку. После
Валкеасаари оказался в Ниене. Под напором исторических событий бежал в
Выборг, но затем (около 1710 года) вернулся в Ингрию, в Дудергоф, где
служил некоторое время. Весьма интересно, как он чувствовал себя в это
неспокойное время.
Во времена Северной войны в Валкеасаари
не было пастора. И только в 1730 году появился Богислаус Хорнборг.
Служил до 1740 года.
Родился в Порвоо в 1708 году в семье священника.
Учился в Турку. В 1729 году появляется в Токсово и через год перебирается
в Валкеасаари. Через десять лет отправляется в Койвисто (Приморск), а
в 1748 году — в Яаккима, где и умирает 22 августа 1764 года.
Далее следует Йохан Форстейн. 1741 — 1756.
Родился в Каланти (юго-западная Финляндия)
в 1708 году. Учился в Турку. Рукоположен в сан священника в 1737 году
в Выборге. Служил в Валкеасаари до самой смерти в 1756 году. Примечателен
тем, что вероятно является первым настоятелем, похороненным на старом
кладбище Валкеасаари.
Йохан Велкман 1757 — 1762.
Родился в Турку в 1727 году. Учился там
же. После Валкеасаари отправился в Губаницы, где и скончался в 1772 году.
Хенрик Аргилландер работал в Валкеасаари
всего год — 1762.
Родился в Куопио в 1731 году. Учился в
Турку. После недолгого пребывания в Валкеасаари направился в Лемболово,
где служил 30 лет! Там и умер в 1791 году. Чем же ему не понравилось в Валкеасаари? По некоторым данным, местные
настоятели получали гораздо меньше своих коллег из похожих приходов. Например,
в Вуолах священник получал 2445 рублей в год. А в Валкеасаари всего 1500.
Хенрик Сартелиус прослужил в Токсово
более 30 лет(!) (1747 — 1782) и в Валкеасаари в 1763 году замещал отсутствовавшего
пастора. Родился в 1710 году в Халикко, это между Турку и Хельсинки. Учился
в Турку. Сначала, в 1744, служил рядом с родным домом, в Ускела, на следующий
год перебрался в Выборг, а ещё через два года — в Токсово. В старости
ослеп. Умер в 1783 году, похронен в Токсово.
Хенрик Форсандер
1764 — 1776.
Родился в Койвисто (Приморск) в 1727 году.
Учился в Турку и в Выборге. Служил в Новосёлках (с 1757), в Валкеасаари
(с 1764) и в Скворицах (с 1776). Там же умер и похоронен (1786).
Израэль
Гумберг 1776-1788.
Родился в Порвоо в 1744-м. Служил только
в Валкеасаари и до самой смерти. Здесь и похоронен.
Кристиан Хорнборг
поработал в Валкеасаари в 1781 году. Родился в Каркку (недалеко от Тампере)
в 1755 году. Рукоположен в сан в Санкт-Петербурге в 1776-м. Трудился в
Венйоки (ныне это в границах Павловска) с 1776 по 1778.
После Валкеасаари отметился в Уусикиркко
(1782), в Куолемаярви (1784) Куркиёки (1792). В Сортавале — (1795). Умер
в Сортавале в 1802 году.
Микаэль Топпелиус 1788 — 1791.
Родился в 1751-м в Оулу. Посвящен в сан
священника в Санкт-Петербурге в 1776 году. Побывал много где. В Нарве
с 1776-го. В Токсово с 1778-го. Рябово (Всеволожск) с 1779-го. Далее,
в 1782-м, уезжает в Саратовскую губернию, на берега Волги, в немецкую
колонию Усть-Кулалинка (ныне деревня Галка). Проводит там шесть лет и
только после этого оказывается в Валкеасаари. Но, видимо, Токсово ему
милее - в 1791 году он снова там. Там же и умирает в 1810 году.
Кирхи в Нарве, Всеволожске и на Волге не
сохранились.
Якоб Фредрик Ландцетт (Ландцерт)
1791-1816.
Родился в 1752-м в Перттели (между Турку
и Хельсинки). Рукоположен в сан священника в Санкт-Петербурге 02.17.1783.
Служил в начале в городе, а потом переехал в Валкеасаари, где отработал
25 лет! Но так и не стал рекордсменом -— после него были и более терпеливые.
Умер и похоронен в Валкеасаари. За время службы у него сменилось три помощника.
Пауль Константин Ландцерт 1817 — 1837.
После смерти Якоба Фредрика Ландцерта около
года служил Иммануэль Пассельберг. Ничего примечательного о нём
сказать не могу.
Пауль Константин же — сын Якоба
Фредрика — приступил к работе, можно сказать, по наследству. Видимо,
Ландцертам нравилось жить здесь, потому как сыновья
Пауля тоже поселились в Петербурге. Старший был известным врачом, а младший
— книгоиздателем. Родился Пауль в Валкеасаари
в 1797-м. Учился в Выборге, потом в Турку. Приступил к работе в Валкеасаари
сразу, как только получил образование и был рукоположен. Служил 20 лет
— чуть меньше отца. Умер и похоронен в Валкеасаари в 1837-м.
Интересно, что оба Ландцерта служили как
раз во времена расцвета Ольхиных и Кайдановой. Видимо, действительно жилось
в Белоострове тогда хорошо.
В подтверждение этого, следующий пастор был как раз рекордсменом — служил
31 год!
Константин Шрёдер 1837 — 1868.
Родился в 1808-м в Уукуниеми — это недалеко
от границы в районе Лахденпохьи, на финской стороне. Учился в Выборге,
в Турку, в университете Хельсинки. Начинал служить в Лемболово, в Нарве,
в Финской церкви на Б. Конюшенной в Петербурге. Затем оказался в Валкеасаари.
Преподавал финский язык, писал стихи, публиковался как журналист в официальном
вестнике Финляндии «Suomen Julkisia Sanomia», выходившем на
финском языке с 1856 года по решению Александра II. Учил финской грамоте
ингерманландского и финского народного поэта Яакко Ряйкёнена, творившего
в Дибунах. Умер и похоронен в Валкеасаари в 1868-м.
Из воспоминаний современника пастора
Шрёдера:
«В Белом Острове я сблизился с почтенным
пастором Шредером, у которого впервые начал узнавать особенности жизни
Финляндцев. Шредер отлично говорит по-русски и знал нашего полкового командира
еще в молодости. У пастора я познакомился с молодым Финляндским ученым
Чальгреном. Дома пасторов устроены хорошо, близ кирок и в стороне от большой
дороги. Кабинет хозяина-пастора в особенности привлекает внимание вновь
приезжего. В углу чистой и светлой комнаты устроен деревянный полукруг
со ступенями, на которых расставлены известные Финляндские пенковые трубки,
с различной длины чубучками. Лучшие трубки делаются в Борго и особенно
в Вазе. Под трубками или возле, на маленьком столике находится табак.
Шведский табак очень приятен. Употребительнее прочих родов известный под
фирмою «якорь». Замечателен также почет, отдаваемый часто по
способу угощения трубкою: самым почетным гостям хозяин сам набивает и
закуривает трубку, гостям менее важным он только подносит огонь, а прочим
только указывает на трубку и огонь.»
(«Дорожные впечатления, во время следования гренадерского Е. В.
Короля Прусского полка в Финляндию»)
http://ristikivi.spb.ru/docs/viipuri-1854-war-1.html
Далее по хронологии следуют Кранк и оба
Форстадиуса.
Про Форстадиусов можно лишь добавить, что
матерью старшего была русская — Вера Кондратьева. О ней, к сожалению,
никаких подробностей. В 1918 младший Форстадиус покинул Валкеасаари. Изредка
наведывался пастор из Токсова Феликс Реландер, но и тот эмигрировал
в 1923 году.
Далее служили уже местные, из недалёка.
Иосиф Мюхкюря до 1925.
Иосиф (Осип) Иванович
Мюхкюря (1857 — 17.09.1933) родился в дер. Мистолово Шлиссельбургского
у. СПб губ. Из крестьян, финн. Проживал в родной деревне под Петроградом.
С 1904 — проповедник. Арестован 13.09.1919 Ревштабом северных волостей
по обвинению в антисоветской проповеди в Токсовской церкви. Приговорен
14.09.1919 Петроградской ЧК к 6 месяцам принудительных работ. В 1923 — 1928
исполнял обязанности пастора вТоксовской церкви и в 1923 — в Шпаньковской
кирке. К слову, в приходе Шпаньково (это между Гатчиной и Волосово) в
конце 19 века служил пастором отец архитектора Сааринена — автора вокзалов
в Хельсинки и Выборге, а также небезызвестной виллы Суур-Мерийоки. Сам
младший Сааринен учился в то время в гатчинской гимназии.
Последними были Фридрих Сойтонен
и Юхана Вассели. Есть также версия, что самым последним был Селим
Ялмари Лауриккала. Он был главой церкви Ингрии после 1923 года и мог
замещать пастора в Валкеасаари в связи с общей нехваткой священников.
Но конкретного упоминания об этом не встретилось.
Лауриккала Селим Ялмари (1882 — 1957),
пропст, финский церк. деятель. Обучался богословию в Гельсингфорском ун-те
(1905 — 1908). С 1909 в России; пастор в приходе Котлы (1910 — 1913); затем
— в приходе Рябово (1914 — 1937). После революции 1917 одновременно служил
в приходах латышских, фин. и швед. церквей области. В 1919 кратковременно
арестовывался по подозрению в связи с белофиннами. С 1919 — зам. пред.
Ингерманландского Высшего церк. совета (ВЦС); затем его пред. (1924 — 1937).
С 1923 — пропст Сев. Ингрии. Л. называли «духовным отцом ингерманландских
финнов». В 1930 — 1937 возглавлял также Эстонский ВЦС. В ноябре 1927
выслан из СССР, в связи с ходатайствами финских дипломатов и прихожан
в декабре получил разрешение вернуться. В 1937 обвинен в шпионаже, провел
несколько месяцев в тюрьме и вновь выслан. В 1937 — 1952 — в Финляндии,
где в 1939 — 1940 и 1941 — 1943 проповедовал среди советских военнопленных,
а в 1943 — 1944 — среди перемещенных ингерманландцев. С 1990-х его имя носит
Теологический институт Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии.
Вот, собственно, и всё.
Эпилог
В районе бывшего кладбища у старой кирхи
в Старом Белоострове лежит гранитный куб, напоминающий надгробие пастора
Кранка. Это единственный сохранившийся там могильный камень. Надписей
на нем нет, поэтому определить чей он практически невозможно.
Сын Альфильд и внук Альфреда Александра
Форстадиуса — Раймо Пекканен (1927 г.р.) приезжал в Ушково в августе 2011
г, с сыном и внуками.
У них в руках была современная карта, они
прекрасно ориентируются на местности, их родственники ранее тоже приезжали.
Они знают и не забывают свои места. Раймо
Пекканен живёт в Хельсинки. В детстве, до войны, он каждое лето проводил
в Тюрисевя, и с радостью рассказывал о той поре. Сказал, что приезжал
сюда в 1941г, тогда домов уже не было, всё было разрушено, деревья повалены.
Раймо побывал здесь в 1981 г. и был очень
расстроен, думал больше не приедет сюда. В эту поездку он выглядел счастливым
и довольным.
Использованы материалы http://www.inkeri.ru/virt/p.php?id=37
и https://ylioppilasmatrikkeli.helsinki.fi/henkilo.php
Текст о Форстадиусе заимствован с сайта terijoki.spb.ru http://terijoki.spb.ru/old_dachi/ushkovo_articles.php?item=2
(С)Н.Рогалёва
Составитель: К. Отраднов, 2017г.
обсудить этот материал
в Форуме >>>
© BELOOSTROV.RU
|
|