100 лет назад на станции Белоостров,
или пьяный как извозчик
Белоостровский краевед
Михаил Логунцов в материалах полицейских архивов раскопал
бытовые подробности жизни простых людей на пограничной
станции Белоостров. А жизнь в те годы просто бурлила,
но далеко не всем это нравилось.
В 1905 году на станции Белоостров в буфете третьего
класса шла бойкая продажа водки не только распивочно,
но и на вынос. Это привело к сплошному пьянству местных
жителей и извозчиков, приезжающих из Сестрорецка,
Белоостровской волости, из Финляндии на лошадях и
поездом. Постоянно происходили драки, скандалы и ограбления,
а также случаи избиения и поножовщина. И что же власти?
Они предпринимали меры...
Два железнодорожных
жандарма, находящиеся на станции, никак не могли справиться
с этим злом. Местный землевладелец - Тайный советник
Сергей Александрович Ольхин (семейству Ольхиных принадлежало
крупнейшее в России бумажное производство, которое
тогда располагалось в Белоострове (Прим. ред.)
- обычно добирался из Белоострова в Петербург на службу
в свое родное министерство финансов самым удобным
и быстрым транспортом - поездом. Всякий раз этот путь
пролегал через станцию Белоостров, и иногда С.А.Ольхин
сам имел неприятные столкновения с пьяной публикой
из буфета третьего класса. После очередного такого
столкновения, имевшего для него, генерал-лейтенанта,
члена Совета министров финансов и прочее, прочее...
печальные последствия, терпению Сергея Александровича
пришел конец. История умалчивает подробности этих
событий, о них мы можем только догадываться. Либо,
невзирая на генеральские эполеты, его обложил с ног
до головы какой-то пьяный извозчик, либо ему было
даже (о ужас!) нанесено телесное оскорбление. Как
бы там ни было, тайный советник не захотел больше
мириться с таким положением вещей. Он подготовил прошение,
подписанное 94 людьми, среди которых было много известных
и уважаемых жителей Белоострова. Это прошение было
направлено в адрес Санкт-Петербургского уездного комитета
попечительства о народной трезвости.
Далее приведены
тексты подлинных документов чиновничьей переписки,
из которых становится совершенно ясно, что в царской
России достаточно оперативно работали с обращениями
граждан. А вся история очень напоминает горбачевскую
противоалкогольную кампанию.
Народ
требует закрыть буфет!
Потеряв всякое
терпение, позволяем себе покорнейше просить о закрытии
всякой пропажи крепких напитков и пива в буфeте третьего
класса (подчеркнуто в архивном документе).
Существующий
же буфет I и II класса пока никакого вреда не приносит.
Всего 94 подписи
Смешение
пассажиров всех трёх классов в одном помещении
представляется в высшей степени неудобным
и вызывает нарекания со стороны интеллигентной
публики. |
|
28 октября 1905 года
Губернатор Санкт-Петербурга
после согласования с управляющим акцизными сборами
Санкт-Петербургской губернии принял решение о закрытии
буфета.
Из сообщения
начальника выборгского отделения жандармского полицейского
управления финляндской железной дороги от 3 ноября
1905 года №1570. Санкт-Петербург.
Доношу, что
буфет III класса на станции Белоостров финляндской
железной дороги 4 сего ноября мною закрыт.
Подполковник (подпись)
Из запроса начальника
правления финляндских казенных железных дорог от 2
декабря 1905 года №705.
Его превосходительству
господину губернатору Санкт-Петербурга
...имею честь
покорнейше просить ваше превосходительство не отказать
сообщить правлению первого участка: вследствие каких
причин закрыт означенный буфет.
Начальник правления
А.Ахонен
15 декабря 1905
года №8763.
В правление
первого участка финляндской железной дороги.
На (Ваше) отношение
от 2 декабря за №705 уведомляю правление первого участка,
"что буфет III класса на станции Белоостров закрыт
мною по согласованию с управляющим акцизными сборами
Санкт-Петербургской губернии в порядке статьи 594
Устава об акцизных сборах, как заведение вредное в
интересах общественной нравственности.
Губернатор Александр
Зиновьев
Народ
требует открыть буфет!
Но история имела
продолжение. 29 ноября 1905 года новый арендатор помещений
буфетовI и II класса финляндский
уроженец Сундгрен обратился к управляющему акцизными
сборами о разрешении производить торговлю крепкими
напитками в буфете III класса. Управляющий ответил
отказом, так как буфет III класса был закрыт по распоряжению
губернатора Санкт-Петербурга, ввиду крайне вредного
влияния его на местное население.
Судгрен решил
пойти в обход. В апреле (до 14 числа) 1906 года он
вновь обратился к управляющему с ходатайством об открытии
буфета с продажей пива, портера и меда сроком с 1
мая по 20 сентября. Проситель разъяснил, что буфет
является только филиальным отделением буфетов I и
II класса и предназначен исключительно для интеллигентной
публики и не является замаскированным буфетом III
класса. Об этом ходатайстве было сообщено губернатору
Санкт-Петербурга.
Его Превосходительству
Санкт-Петербургскому губернатору от содержателя станционного
буфета на станции Белоостров финляндской железной
дороги Рудольфа Сундгрен
Прошение
Имею честь почтительнейше
объяснить Вашему Превосходительству, что арендуемые
мною помещения на станции Белоостров финляндской железной
дороги - буфеты I и II класса - в летнее время иногда
бывают так переполнены пассажирами, что мне, как новому
арендатору, полагаю не явится возможным удовлетворить
все требования, если мне, по примеру прежних лет,
не будет предоставлено право продавать пиво и разные
воды господам пассажирам для их удобства из открытого
павильона, находящегося рядом с буфетом I и II класса.
Ссылаясь на
вышеизложенное, имею честь покорнейше просить Ваше
Превосходительство выдать мне на руки удостоверение,
что с Вашей стороны на отпуск пива и воды из открытого
павильона препятствия не имеется, также удостоверение
мне выдано для передачи на имя Вашего Превосходительства
от господина управляющего акцизными сборами Санкт-Петербургской
губернии.
17 апреля 1906 года
Р. Сундгрен
Козырная
карта
Все приближалось
к окончательному завершению этого дела, но здесь неожиданно
для Сундгрена (или вполне даже ожидаемо - история
умалчивает, какие меры он предпринимал для продвижения
положительного решения вопроса, (Прим ред.)
- в его руках появилась козырная карта.
15 апреля начальник
правления первого участка финляндской железной дороги
направил Санкт-Петербургскому
губернатору письмо. В нем сообщалось,
что Сундгрен с 1 января сего года в течение четырех
месяцев производил торговлю в буфете I и II класса
на станции Белоостров. За это время никаких жалоб
не было. Вследствие вышеизложенного начальник правления
просил Его Превосходительство не отказать разрешить
Сундгрену производить торговлю крепкими напитками
и в буфете III класса.
Письмо в защиту
буфета III класса было направлено и от управляющего
акцизными сборами Санкт-Петербургской губернии.
19 апреля
1906 года №2007
Санкт-Петербург.
- Губернатору Санкт-Петербурга
Ваше превосходительство,
милостивый государь Александр Дмитриевич!
В дополнение
к представлению от 14 текущего апреля... долгом своим
считаю иметь честь сообщить Вашему превосходительству,
что ныне Рудольф Сундгрен обратился ко мне с прилагаемым
при сем прошением о разрешении производить торговлю
крепкими напитками в буфете III класса на станции
Белоостров финляндской железной дороги, причем в пользу
удовлетворения своих ходатайств привел следующие доводы:
1. Продажа крепких
напитков в буфете III класса воспрещена при прежнем
содержателе, при нем же, Сундгрене, арендующем буфет
I и II класса на названной станции, с 1-го января
сего года никаких отступлений от правил торговли не
было.
2. Смешение
пассажиров всех трех классов в одном помещении представляется
в высшей степени неудобным и вызывает нарекания со
стороны интеллигентной публики.
3. Производство
торговли крепкими напитками в одном только буфете
I и II класса приводит к переполнению этого буфета
публикой.
4. Сравнительно
высокие цены на кушанья и напитки, установленные в
буфете I и II класса, являются недоступными для публики,
проезжающей в вагонах III класса.
Губернатор
разрешил открыть буфет!
В архивах был найден интересный документ, подписанный
губернатором Санкт-Петербурга. Вот выдержки из
него.
Вполне разделяя
доводы, приведенные просителем, и принимая во внимание
ходатайство Правления 1-го участка финляндской железной
дороги о разрешении Сундгрену производить торговлю
крепкими напитками в буфете III класса на станции
Белоостров, а также и то, что на названной станции,
одной из самых больших между Петербургом и Выборгом,
в ожидании прихода и отхода поездов всегда бывает
много пассажиров из крестьян окрестных деревень, которые
нуждаются в приобретении крепких напитков и закусок
по дешевой цене (вагоны III класса были неотапливаемы
- примечание автора), и что, наконец, применение к
бывшему буфету III класса статьи 594 должно представлять
кару бывшего его содержателя и не может рассматриваться
как упразднение буфета независимо от того, кто является
его содержателем, какова точка зрения и подтверждается
решением правительствующего Сената по делу о закрытии
бывшим Санкт-Петербургским градоначальником по статье
594 буфета III класса на столичном вокзале Николаевской
железной дороги, я находил бы возможным удовлетворить
ходатайство Сундгрена, предупредив его, что при первом
же повторении беспорядков, послуживших основанием
к закрытию буфета, таковой немедленно вновь будет
закрыт по статье 594 Устава об акцизных сборах...
Таким образом 25 anpeля 1906 года Губернатор Санкт-Петербурга
разрешил открыть буфет с условием о немедленном его
закрытии при первом же случае повторения беспорядков.
Что было вполне закономерно - казна нуждалась в пополнении
акцизных сборов от продажи спиртного.
2 мая 1906 года
Финляндкий уроженец Р.Сундгрен дал подписку Приставу
3-го стана Санкт-Петербургского уезда в том, что получил
разрешение производить торговлю крепкими напитками
в буфете III класса на станции Белоостров с обязательством
при первом же повторении беспорядков немедленного
закрытия такового.
В настоящее
время на станции Белоостров нет никакого буфета.