ВАЛГЕСАРЬ · WALKISAARI · WALKEASAARI · ВАЛКИСАРЫ · ВАЛКЕАСААРИ · VALKEASAARI · БЂЛЫЙ ОСТРОВЪ · КРАСНООСТРОВ · БЕЛООСТРОВ
 
Трактор в Белоострове

Статьи о Белоострове

Театры в Белоострове

 

Пилов, его театр и кинематограф в Белоострове


      Местность Белоостров, заключающая в себе 10 кв. верст еще до 1917 года приобрела черты городского поселения. Здесь находились заводы и фабрики, здесь располагались государственные учреждения и многое другое. Были здесь также театры и кинематографы.


ж/д вокзал в Белоострове      Открытие Финляндской железной дороги в 1870 г. дало огромный толчок к увеличению численности жителей, проживающих круглый год близ пограничной станции Белоостров. Удобное и дешевое сообщение, а также близость столицы способствовали появлению в этой местности большого числа жителей столицы, охотно обзаводящихся здесь своими дачами или снимающих их у местных жителей. Близ станции выросли дачные поселки, располагавшиеся как на левом (русском) так и на правом (территории Великого княжества Финляндского, в местности под названием Раяйоки*) берегу реки Сестры.
      К началу XX века дачников и дачевладельцев в летнее время, насчитывалось свыше 3000 человек. Это привело к необходимости открытия в сентябре 1903 г. почтового отделения, преобразованного 25 мая 1910 г. в почтово - телеграфное. Также 25 ноября 1912 г. в помещении вокзала была установлена деревянная будка с телефоном-автоматом для переговоров с Петербургом.
      Большой наплыв Петербуржцев в Белоостров подтолкнул местного предпринимателя Сергея Константиновича Пилова заполнить свободную нишу и привлечь их, создав на своей собственной земле культурно - развлекательный центр.
(* «Рая»-с финского «граница», «йоки»- с финского «река»).

      Кто такой Пилов?

      Из протокола, составленного земским начальником Смирновым от 9 августа 1892 г.:
      «Проезжая со станции Белоостров в селение Сестрорецк утром, в начале 12-го часа, в воскресный день, нашел постоялый двор мещанина Сергея Константиновича Пилова открытым и из него вышел ребенок, несший бутылку с водкой.
      А посему ПОСТАНОВИЛ:
      Расследовав настоящее дело, привлечь Пилова к законной ответственности».

      Из протокола от 28 сентября 1892 г.:
      «СПб уездный земский начальник 2-го участка вызвал в свою камеру содержателя постоялого двора в Белоострове мещанина Сергея Пилова и нашел, что он производит торговлю:
      1. На основании разрешения питейного присутствия, выданного Управляющим акцизными сборами от 29 ноября 1885 г. за №1883.
      2. Гильдейского свидетельства не имеет.
      3. Время торговли производит с 6,5 часов утра по 11 часов вечера, в случае чьего-либо прихода во время закрытия буфета отпускает только распивочно; на вынос в это время не отпускает, в прочее время отпускает и на вынос, кроме праздников, тогда на вынос не отпускает до 12 часов утра.
      4. В заведении торгует сам с помощником крестьянином Тарелкиным. Приказчиков нет, сидельцев нет, служат для подачи двое крестьян. Рязанской губернии Васильев и Ярославской губернии Алексей, фамилии не помнит.
      5. Ответственным лицом считает самого себя.
      6. Под судом-следствием был в 1886 г. по делу кражи денег у Астахнович и Богомолова.
      7. Сидел под арестом по делу о столкновении с железнодорожной прислугой.
      8. По делу о принятии его тещей кусков толя он привлекался к ответственности и был приговорен к уплате 100 рублей, но Съездом был оправдан.
      и сообразив обстоятельства настоящего дела, ПОСТАНОВИЛ:
      Привлечь Пилова к уголовной ответственности по ст. 41 Устава (…)».

      Из перечня фабрик и заводов. СПб 1897 г., с. 460:
      Пилов Сергей Константинович СПб уезд, станция Белоостров. Год учреждения 1890.
      Производство - кирпичное.
      Работает дней в году - 65.
      Двигателей - конный (1 лошадь).
      Стоимость употребленного (растительн.) топлива - 300 руб.
      Число рабочих (мужчин) - 14 человек.
      Выработано кирпича - 1500 руб».


Земля С.Пилова      В конце XIX-начале XX века. Пилов постоянно участвовал в сплаве дров по реке Сестре для собственных нужд и на продажу.
      Сергей Константинович являлся владельцем нескольких домов в Белоострове, которые сдавал в аренду. У переходного таможенного деревянного моста через реку Сестру, (находился в ста метрах выше по течению от ж.д. моста, ныне не существует) он сдавал в аренду дом, в котором квартировала пограничная стража Белоостровского поста Редугольского отряда. По данным за 1899 г. его численность по штату составляла 15 человек. Командиром отряда и этого поста был поручик Александр Павлович фон Шитц, живущий при заставе Редугольского поста.
      Когда в 1903г. появилась необходимость арендовать помещение для открытия почтового отделения, рядом со станцией, то выбор пал на единственное и подходящее для этой цели большое здание, принадлежащее Пилову. Дом находился на берегу реки Сестры.
      Из заявления Пилова, направленного исправнику Петербургского уезда от 26 февраля 1903 года:
      Честь имею заявить Вам, что я согласен сдать свой дом, под почтовое отделение, находящийся по дороге в Сестрорецк близ станции Белоостров в расстоянии от станции 80 саженей. Дом особняк, состоящий из пяти комнат и кухни. При нем: прачечная, баня и сарай для дров. Плату желаю в год 250 рублей. Контракт не менее как на пять лет.
      Соглашение состоялось и, в сентябре 1903г. почтовое отделение было открыто.
      В 1908 в канцелярии местной таможни было составлено и направлено губернатору СПб Зиновьеву обращение жителей Белоострова и правого (финского) берега Раяйоки, которые высказались против открытия в местности торговли крепкими напитками. Обращение было подписано всеми известными и уважаемыми жителями (участковым попечителем народной трезвости С.А.Ольхиным, священниками православной Троицкой и лютеранско-евангелической Валкеасаарской церквей, заведующим жандармским надзором на Финляндской границе, управляющим таможни, начальником станции, волостной администрацией, землевладельцами, дачевладельцами и др.). Среди подписавших обращение был и С.К.Пилов.
      Из рапорта пристава 3-го стана СПб уезда Ветлугина о владельцах трактиров гостиниц, ресторанов и др. от 27 июня 1910 года:
      - Пилов Сергей Константинович, СПб мещанин, имеет пивной склад в собственном доме при ст. Белоостров.
      В 1911г. в селении Александровка было образовано Белоостровское пожарное общество численностью 32 человека, членом правления которого был избран Пилов.
      В 1912 году Пилов являлся председателем правления Общества.

      Строительство летнего театра

Вид на р.Сестру со стороны театра      Из прошения Сергея Константиновича Пилова, направленного в строительное отделение СПб губернского правления от 8 апреля 1902 г.:
      «Предоставляю при сем план и копию с него на землю, принадлежащую мне и находящуюся в СПб уезде близ ст. Белоостров с показанием на плане под литерой «А»строение - одноэтажный сарай, предполагаемый под летний театр на 156 чел. (после перестройки, не позже 1911 г., - 250 чел. - Прим. М.Л.). Покорнейше прошу разрешить устройство этого сарая - театра».
      Не дожидаясь утверждения плана, Пилов приступает к строительству здания театра. В конце апреля 1902 г. строительное отделение утвердило план, «при условии, чтобы по устройству театра было заявлено губернскому начальству для освидетельствования и выдачи разрешения на открытие его для использования публики».
      13 мая 1902 г. младший архитектор П.Трифонов, совместно с младшим урядником (…) произвели осмотр построенного здания, и высказали ряд замечаний.
      10 июня 1902 г., после устранения замечаний, Сергею Константиновичу Пилову было выдано разрешение на открытие первого театра в Белоострове.

      Появление в столице кинотеатров* привело к распространению его и на окраинах Санкт-Петербурга, особенно в дачных местностях во время летнего отдыха жителей Петербурга. Не позднее весны 1908 года Пилов начал сдавать театр в аренду местному Белоостровскому товариществу артистов - любителей. С весны 1908 года помимо спектаклей в театре Пилова устанавливается кинематографический аппарат.
(*В мае 1896 года в СПб, по адресу Невский пр. д. 46, открылся первый постоянный кинотеатр).
      Из прошения сына коллежского секретаря Константина Константиновича Яковлева, направленного в строительное отделение от (…) апреля 1908 г.:
      Сим имею честь просить откомандировать госп. техника губернского правления для технического осмотра арендованного мною на летний сезон (с 14 апреля по 31 августа включительно) сего 1908 г. театра госп. Пилова в Белоострове по Финляндской жел. дороге и выдать соответствующее свидетельство на открытие означенного театра.
      При сем присовокупляю, что помимо устройства спектаклей в вышеупомянутом театре мною в течение всего сезона будут демонстрироваться кинематографические сеансы, при помощи ацетиленового освещения или света «Эльже - Рефлекса». Будка, заключающая в себе аппараты, изолирована асбестом.


      8 апреля 1908 г. губернский архитектор, осмотрев театр Пилова, арендуемый Константином Константиновичем Яковлевым нашел, что театр находится в удовлетворительном состоянии.
      «Перемен по сравнению с прошлым годом нет. На втором ярусе против сцены расположен прибор кинематографа. (Светоизлучение производится) нагреванием кольцевого цилиндра с помощью смеси кислорода и эфира. Кислород, получаемый в стальных баллонах, (находится) при давлении до 1,5 атмосфер.
      …Камера фонаря железная и обшита внутри асбестом. Под аппаратом поставлено ведро с водою для бросания в случае воспламенения катушек (аппарата). Будка вокруг аппарата еще не поставлена, но она мало влияет в пожарном отношении, а больше нужна для предотвращения аппарата от наружного света.
      …(Рядом с театром) будет и должен быть построен буфет (ресторан)».

      22 апреля 1908 г. губернское правление выдало разрешение на «показ сеансов кинематографа, при условии, чтобы во время сеансов кинематографа не использовать места для публики под ложами 2 яруса».

      Товарищество артистов- любителей

Театр Пилова      Не позднее 1909 года Пилов начал сдавать театр в аренду местному Белоостровскому товариществу артистов - любителей.
      Из арендного условия (договора) между Пиловым и товариществом, составленного на станции Белоостров 22 марта 1909г.
      «Мы нижеподписавшиеся: Петербургский мещанин Сергей Константинович Пилов с одной стороны и Белоостровским товариществом артистов-любителей с другой стороны заключили настоящее условие в нижеследующем:
      1). Я, Пилов, сдаю в арендное содержание Белоостровскому товариществу артистов-любителей лично мне принадлежащий в Белоострове (ст. Ф. ж.д.) сад, театр и буфет с крепкими напитками, со всеми находящимися в саду постройками (касса, кухня, открытая сцена, ледник, уборные для артистов и публики в полное его Белоостровского товарищества распоряжение на летний сезон сего 1909 года, сроком с 1 апреля по 1 сентября с.г. с платою 550 руб., распределенного так при заключении условия: При заключении условия-200 руб., 1- го мая-100 руб., 1-го июня-100 руб. и 1-го июля-150 руб.
      Причем первые 200 руб. рассрочиваются так: при подписании условия-75 руб., а остальные 125 руб.-5 апреля. Невзнос платы в упомянутые сроки прекращает право дальнейшей эксплуатации помещений.
      2). Я, Пилов, пред(о)ставляю в распоряжение Белоостровского товарищества все имеющиеся декорации, возможную и имеющуюся при театре для спектаклей бутафорию и мебель для сцены в двух переменах, а также весь имеющийся при театре инвентарь.
      3). Весь инвентарь помещений я, Пилов, сдаю Белоостровскому товариществу под расписку в полной исправности, а Белоостровское товарищество обязуется возвратить таковой по окончании сезона по описи, и в принятом товариществом виде. При недостаче или порче каких-либо вещей из принятых товариществом, товарищество обязано таковое пополнить и сдать в исправном виде.
      4). Освещение сцены, уборных и сада производится за счет Пилова, кроме буфетных помещений, в количестве достаточном для всех перечисленных (и) находящихся в аренде товарищества помещениях, Причем все принадлежности освещения будут находиться в ведении Пилова и, ремонт таковых должен производиться за его же счет.
      5). Товарищество обязуется никаких перестроек, в арендованных помещениях, без согласия на то Пилова, не производить. Произведенные же товариществом с согласия Пилова, постройки могут быть по окончании сезона приобретены Пиловым или снесены товариществом.
      6). Ни в какие расходы, сопряженные с открытием сада, театра и буфета (ресторана), а также и их эксплуатацией я, Пилов, не вхожу.
      7). Буфетные права (патент, промысловое свидетельство) выбираются мною, Пиловым и на мое, Пилова, имя, но за счет товарищества, и выдаются мною Пиловым, на руки арендатору буфета. Приказчичье же свидетельство выбирается товариществом на имя ответственного приказчика.
      8). Я, Пилов, никакого отношения к эксплуатации сада, театра и буфета, ни в приходе, ни в расходе не имею и всякая ответственность за нарушение каких-либо правил при торговле лежит всецело на товариществе.
      9). Я, Пилов, обязуюсь никакой торговли, в арендованных товариществом помещениях, как личного, так и при посредстве других лиц или арендной сдачи не производить.
      10). Товарищество представляет госп. Пилову право бесплатного пользования, в течение всего сезона, боковой ложи театра, имеющей отдельный (в)ход.
      11). Санитарное состояние всех арендованных товариществом помещений находится на ответственности Пилов, с каковой целью он обязан нанять служащего, который и должен будет следить за порядком и чистотою помещений, театра и сада.
      12). Я, Пилов, предоставляю право товариществу продлить настоящее условие на следующий сезон 1910 года на тех же условиях. Причем товарищество обязано предупредить об этом Пилова не позже 1-го марта 1910 года
      13). Условие сие обязуемся хранить свято и нерушимо.
      14). Товарищество обязуется уступить в течение сезона два дня, для проведения благотворительного спектакля, причем Пилов должен предупредить об этом товарищество за две недели о дне устройства таковых и выяснении срока таковых.
      Подлинник находится у меня, Пилова, а копии у товарищества.
     
Верно Пилов»

      Некоторые члены товарищества участвовали в спектаклях на общественных началах.
      Из заявления направленного СПб уездному исправнику от членов и участвующих в спектаклях товарищества от 2 мая 1909 г. : «Сим имеем честь довести до сведения Вашего Превосходительства, что мы, нижеподписавшиеся члены и участвующие в спектаклях товарищества, сняв Белоостровский театр на товарищеских началах никаких претензий к товариществу предъявлять не будем и сим даем свое согласие участвовать в спектаклях бесплатно. (Всего 10 подписей)».
      Этими же лицами было подано прошение на имя СПб губернатора об освобождении их от внесения залога, с указанием их звания и места жительства.
      26 мая 1909 года губернатором СПб (было) признано возможным освободить названное товарищество (его часть) от взноса залога при постановке спектаклей.
      В проекте репертуара товарищества в мае 1909 г. для показа зрителям были предложены следующие пьесы:
10-го. «Теплые ребята» ориг. ком.-шутка в 3-х действ. Рахсохина.
14-го. «Приемный день» ориг. вод. в 1-ом действ. Лисенко-Коныча.
          «Предложение» шутка в 1-ом действ. Чехова.
          «Верочкин секрет» ориг. вод. в 1-ом действ. Лисенко-Коныча.
          «Модный доктор» шутка в 1-ом действ. Спиро.
17-го. «Кто в лес, кто по дрова» ком.-фарс в 3-х действ. Ленского.
          «Оперетка на кухне» вод. Дриго-Ратмирова.
18-го. «Тещу выкуривают» ориг. шутка в 2-х действ. Мясницкого.
          «Жених-атлет» вод. в 1-ом действ. Сашина.
24-го. «Брандермейстер» драма-этюд Прохорова.
          «Пятая сторожиха» драма-ютюд Вайнберга.
          «Я умер» ориг. вод. Вайнберга.
25-го. «Трагик поневоле» в 1-ом действ. Чехова.
          «Новогоднее счастье» Мазуркевича.
          «Из любви к искусству» Иванова.
31-го. «Заяц» Мясницкого.
          «Дорогой поцелуй» Чинарова.
При продаже билетов взимался благотворительный сбор.

      Из подписки арендатора Белоостровского театра Николая Козырева от 8 июня 1909 года:
      «Я, нижеподписавшийся, даю настоящую подписку СПб уездному полицейскому Управлению в том, что согласно правил взымания сбора с публичных зрелищ и увеселений в пользу учреждений Империатрицы Марии распубликованных в №68 собр. и распоряжений Правительства за (13 мая) 1908 год* обязуюсь доставить в сие Управление по окончании спектакля, идущего в Белоострове СПб губернии прошнурованные корешки проданных и оставшихся непроданными билетов, не позже, как через неделю».
      (*Благотворительный сбор в пользу учреждений Империатрицы Марии был Высочайше утвержден 5 мая 1892 года и действовал во всех местностях Империи, за исключением Царства Польского и Вел. Княжества Финляндского. Сбор уплачивался в дополнение к цене билета и составлял около 5%).
      В шутке «Трагик поневоле», написанной А.П.Чеховым, ярко показаны подробности дачной жизни в окрестности Петербурга, по словам статского советника и отца семейства Ивана Ивановича Толкачева.
      Возвращаясь после работы на дачу, держа в руках стеклянный шар для лампы, игрушечный велосипед, три коробки со шляпками, большой узел с платьем, кулек с пивом и много маленьких узелков, он встречает своего друга Алексея Алексеевича Мурашкина и рассказывает ему эти подробности:
      «…Как ты знаешь от десяти часов до четырех приходится трубить в канцелярии. Жарища, духота, мухи и несосветимейший, братец ты мой, хаос. …Канцелярская мелюзга помешалась на дачах, амурах да на любительских спектаклях. Все заспанные, уморенные, испитые, так что не добьешься никакого толка…
      На наших дачах установился милый обычай: если дачник едет в город, то, не говоря уж о его супруге, всякая дачная мразь имеет власть и право навязать ему тьму поручений. …Этак, батенька, в промежутке между службой и поездом бегаешь по городу, как собака, высунув язык,-бегаешь, бегаешь и жизнь проклинаешь. …А тронется поезд, публика начнет швырять во все стороны твой багаж: своими вещами ты чужие места занял. …Приезжаю я к себе на дачу. Тут бы выпить хорошенько от трудов праведных, поесть да храповицкого- не правда ли? Но не тут-то было. Моя супружница уж давно стережет. Едва ты похлебал супу, как она цап-царап раба божьего и-не угодно ли вам пожаловать куда-нибудь на любительский спектакль или танцевальный круг. …Вернешься после полуночи из театра или с бала, а уж ты не человек, а дохлятина, хоть брось. …Но вот, наконец, ты достиг цели: разоблачился и лег в постель. Отлично закрывай глаза и спи… Засыпаешь ты-и вдруг слышишь дзз!.. Комары! В конце концов плюнешь и отдашь себя на растерзание: жрите проклятые! Не успеешь привыкнуть к комарам, как новая казнь египетская: в зале супруга начинает со своими тенорами романсы разучивать. Днем спят, а по ночам к любительским концертам готовятся. …Ну-с, этак, не поспавши, встанешь в шесть часов и - марш на станцию к поезду…
      Мурашкин: Ты где на даче живешь?
      Толкачев: На Дохлой речке.
      …Мурашкин: …не знаешь ли ты Ольгу Павловну Финберг? …Умоляю, голубчик. Во-первых, поклонись Ольге Павловне… Во-вторых, свези ей одну вещичку. Она поручила мне купить для нее ручную швейную машину, а доставить ей некому… И, кстати, заодно вот эту клетку с канарейкой…»

      Переустройство театра

      Прошло два года и Пилов усматривает необходимость, рядом с театром, возвести буфет (ресторан) и отдельное помещение для динамо-машины, предназначенное для освещения театра, сада и других помещений.
      Из акта осмотра театра губернским архитектором Трифоновым и урядником 37-го участка 3-го стана (…) от 30 апреля 1910 года:
      «…театр находится в исправном виде, перемен к худшему против осмотра прошлого года не замечено, для пожарных целей приобретен и находится на сцене брандспойт с резиновым рукавом около 5 саженей. Уборные (артистов) обиты крепко и двери отворяются наружу…».
      11 мая 1910 губернское правление выдало разрешение на открытие театра кронштадтскому мещанину, проживающему в Белоострове, Андрею Яковлевичу Керре.
      В тот же день Пилов обращается в губернское правление с прошением о разрешении строительства с приложением планов участка и предполагаемых построек. Строительное отделение утвердила планы построек и, после завершения строительства, произвела их осмотр. В середине июля 1910 г. Пилову было выдано разрешение на открытие их действия.
      К этому времени для увеселения публики в саду, рядом с театром и рестораном, на берегу реки Сестры была возведена открытая сцена («эстрада для музыки») с навесом от дождя.
      5 мая 1911 года, после осмотра театра, губернское правление выдало разрешение на открытие театра, арендуемого крестьянином Андреем Алексеевичем Червяковым (владелец гостиницы без крепких напитков близ станции Белоостров - М.Л.) «…при условии допущения в зале публики не свыше 250 человек».

      Весной 1914 года Пилов решил произвести переустройство деревянного одноэтажного театра-кинематографа в двухэтажное с целью установки электрической кинематографической будки на втором этаже в конце зала и полной заменой освещения электричеством. Он представил в губернское правление чертежи на предполагаемое переустройство, но в связи с явным нарушением правил пожарной безопасности получил отрицательный ответ.
      Из обязательного постановления Губернатора СПб за 1912 г. «об устройстве и содержания театров-кинематографов в пределах губернии":
      «Кинематографические театры могут быть устраиваемы как в каменных, так и в деревянных зданиях. В каменных зданиях - не выше второго этажа, а в деревянных только в первом».
      Осенью 1914 года Пилов строит на своей земле отдельное здание кинематографа и 1 декабря представляет проект кинематографа с электрическим освещением для утверждения его строительным отделением губернского правления и выдачи разрешения на открытие его действия.
      Из записки, направленной начальником Петроградского почтово-телеграфного округа в строительное отделение от 17 декабря 1914 года:
      «Возвращаю копию проекта электрической установки… Проект имеет следующие недостатки:
      а). На вводных проводах не показано предохранителей до наибольшей допускаемой рабочей силы тока на 10 кв. миллим. - 30 ампер.
      б). Предохранители на двух цепях, отходящих от распределительной доски в аппаратной, показанные по 25 ампер, должны быть заменены другими по 6 ампер.
      в). Пятирожковая люстра в зрительном зале питается, согласно схемы, током от двух цепей, идущих от разных распределительных досок. Для выяснения цели сего и правильности устройства нужно иметь подробную схему соединения люстры.
      г). Совершенно не показано сечение проводов к проекционному фонарю».

      20 декабря 1914 года комиссия в составе губернского архитектора и полицейского урядника произвела осмотр кинематографа по строительной части и пришла к заключению, что вследствие недостатков по электрической части разрешения на действие кинематографа не может быть выдано. Также комиссией было предложено, до устранения недостатков, использовать помещение как чайную с кухней и, если в дальнейшем состоится открытие кинематографа, то в соответствии параграфа 17 правил о действии кинематографов, там можно будет разместить 60 человек.
      13 января 1915 года губернское правление направило Пилову ответ: «…По исправлению проект может быть представлен на утверждение губернского начальства. Что же касается устройства буфета или чайной в помещении кинематографа, то ввиду того, что ходатайство по сему вопросу в отделение не поступало, план в этом отношении не подлежит утверждению».

      Эпилог

      Из приведенных выше документов хорошо видно, что до 1917г. Пилов был известным и весьма уважаемым человеком в Белоострове. Но после этой даты его следы теряются. Можно с большой уверенностью сказать, что после революции имущество, принадлежащее Пилову, было национализировано.
      Но что же стало с ним после 1917г., в советской России? Ответ на этот вопрос логично было искать в архивах госбезопасности.
      Из ответа Федеральной службы безопасности. Управление по г. СПб и Ленинградской области от 17.10.2008г. №10/21-2777:
      «На Ваш запрос исх.№178 от 02.10.2008г. сообщаем, что в архивных фондах Управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, сведений в отношении Пилова Сергея Константиновича, прим. 1865г.р. не имеется.
      Зам. Начальника службы С.В.Чернов»

      Отсутствие в архивах сведений о Пилове могло означать, что он не был арестован, как многие из «бывших». И можно предположить, что он, оставив все свои дома и прочее, перешел на другой берег пограничной реки Сестры на территорию независимой Финляндии.
      В Белоострове Пилов был не единственным владельцем театра и кинематографа.
      4 июня 1909 г. правление Белоостровского общества потребителей СПб уезда обратилось к исправнику СПб уезда с прошением о разрешении устройства народного гуляния 28 и 29 июня в саду общества. Программа гуляний состояла из: духовой музыки, исполнения хором общества трезвости «Райяла» песни «Суоми песнь», разный спорт и др. В заключительной части гуляний предполагалось показать спектакль в 2-х действиях «Пярттюлинчие» в исполнении «Райяла». За вход в сад взрослые платили 20 коп, а дети 10 коп.
Вид на дачу Каспари      Из ответа исправника С. Колобнева от 10 июня 1909 г.: «… Общество не является благотворительным и по уставу устройство спектаклей и увеселений ему не предоставлено, а потому настоящее ходатайство мною признано не подлежащим удовлетворению…».
      15 июня 1910 г. финским обществом соревнователей трезвости «Инкери» на земле Ивана Кабоне, находящегося «в 3-ем стане СПб уезда на Белоостровском уездном шоссе» (Верхне-Выборгское шоссе - М.Л.) был построен летний театр, длиною 8 саж. и шириною 4 саж.
      Летом 1915 года крестьянин Виленской губернии Петр Казимирович Глинский на своей земле (ныне ул. Центральная д. №3) открыл летний кинематограф длиною 7,5 саж., шириною 2,5 саж. и вместимостью на 42 человека.


Михаил ЛОГУНЦОВ
«Сестрорецкие берега» № 44(174) 15-21 ноября 2008 г., № 45(175) 22-28 ноября 2008 г.

© BELOOSTROV.RU

список статей


Разработка и поддержка: Aqua$erg © 2006 - 2022