|
Ищут пожарные, ищет милиция,
ищут давно, но не могут найти... или
ЗАПУТАННЫЙ КЛУБОК БЕЛООСТРОВА
Поселок Белоостров
расположен по обоим береrам бывшей поrраничной с Финляндией
реки Сестры, и въезжающий в нero с npaвoro береrа по
автомобильной дopore со стороны Сестрорецка может увидеть
Центральную, Северную, Западную, Южную улицы и друrие.
Перебравшись на левый береr этоrо же поселка, обнаруживаешь
четыре - с такими же названиями. Не слишком ли мнoro
для такoro небольшоrо поселка?
Для Toro, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо
рассказать об истории создания Белоострова.
Новый Белоостров
1 февраля 1870 года паровозный
гудок разбудил белоостровские болота.
Из rазеты «СПб Ведомости» от З февраля 1870 roдa:
«Финляндская железная дорога, - собственно часть ее
- от Петербурга до Выборга (протяженностью 120 верст.
М. Л.), начала свою правильную жизнь. …подвижной
состав ее очень хорош. Система для входов в вагоны и для
распределения в них мест - американская, т. е. принятая
вообще на железных дорогах в России и тем отличная от
системы, употребительной в большой части европейских государств,
что при ней ворам не так удобно грабить и душить едущих
с ними, т. е. входы устроены не с боков, а с концов вагонов...».
На левом (русском) берегу
реки Сестры появипась пограничная станция Финляндской
железной дороги, получившая название Белоостров (не
путать с финской дер. Старый Белоостров (Valkeasaari)).
Деревня находилась в 6 километрах к северу от станции
(ныне не существует). На здании вокзала название станции
было написано на русском и финском языках, Только через
40 лет вокруг станции стали появляться дачные постройки,
Объяснялось это высоким уровнем грунтовых вод при наличии
«белоостровской» глины. Это привело к большой заболоченности
данной местности и препятствовало дачному строительству.
Местные жители и дачники селились на сухих местах, расположенных
на берегах реки Сестры и ручьев, впадающих в нее. И
в наши дни весь Белоостров растянулся на многие километры
узкой полосой домов вдоль этих берегов.
Согласно циркулярному распоряжению
министра внутренних дел от 2З мая 1897 года, «на возникшие
и возникающие селения при железных дорогах и порядке их
застройки», «ученым лесоведом» А.Ф. Кофодганзеном
в 1905 году были составлены планы (с южной и северной
стороны от рельсовых путей) разбивки местности при станции
Белоостров на отдельные участки сдаваемых «в аренду
г.г. Ольхиными под постройку дач близ станции с показанием
проектируемых дорог в районах СПб уезда З-го стана. Земля
под дорогами (была) предоставлена в общественное пользование».
«Планы...» были утверждены
губернатором Санкт-Петербурга Зиновьевым: с южной стороны
- в 1908 году, с северной - в 1910-м. При отводе участков
под дачи около станции были выкопаны канавы, которые
могли отводить только большую воду, а заболоченность
местности ввиду наличия глины осталась и поныне. Вскоре
вокруг станции Белоостров появились первые постройки
нового селения, получившего название Новый Белоостров.
Улицы около станции названия не имели.
В описании З8-го уряднического
участка, составленного урядником Клюшкиным, от 20 января
1912 года, сообщалось: «...местность близ станции Белоостров
Финл. ж. д. с 10 улицами без названия».
Чехарда с переименованиями
В 1922 году к 5-летию
годовщины Октябрьской революции по всей Советской России
прокатилась могучая волна переименований. Старые названия
городов, населенных пунктов, ж. д. станций и пр. заменялись
новыми, «красно-революционными», которые отвечали бы
духу того времени. Волна коснулась и окраин Советской
России, в том числе, и Белоострова. В то время. когда
молодое советское государство «покраснело» от переименований,
Белоостров, находящийся на границе с белофиннами, по-прежнему
оставался «белым». Исполком Петроградского уезда обратился
с ходатайством в президиум Петрогубисполкома о переименовании
ко дню 5-й годовщины Октябрьской революции Белоостровской
волости Петроградского уезда в Красноостровскую.
Из протокола заседания
малого президиума Петрогубисполкома от 21.10.1922 года:
«Ввиду слияния Белоостровской волости с Сестрорецкой
переименовать только станцию Белоостров, присвоить название
- Красноостров».
Получив известие о данном
решении, уполнарком пути ПОПС тов. Сверчков направил в
Петрогубисполком заявление, в котором в категорической
форме отказался признать переименование «станций Гатчино
- в Троцк, Белоостров - в Красноостров».
Из постановления малого
президиума Петрогубисполкома от 16.11.1922 года: «Принять
к сведению».
Вскоре на здании вокзала.
восстановленного летом 1922 года (первый вокзал сгорел
во время боевых действий между Финляндией и Советской
Россией в июне 1919 года), появилось новое наименование
Красноостров.
В феврале 1924 года бывшая Белоостровская волость была
выведена из Сестрорецкой и вошла в Парголовскую волость.
Сельсовет Белоостровской волости с этого времени до
февраля 1926 года назывался Красноостровским, а позднее
Александровским.
Из газеты «Красный путь»
от 15 декабря 1921 года: «Контора 18-го участка
Сл. Пути Ник. ж. д. объявляет, что на станции Белоостров
требуется произвести плотничные, столярные, печные, штукатурные,
малярные и стекольные работы по восстановлению и приспособлению
ж. д. домов под помещения таможенного досмотра и под пассажирское
здание...».
Из сообщения Наркомата
по иностранным делам в полномочное представительство от
6.05.1924 года: «...согласно разъяснению Административной
комиссии при Президиуме ВЦИК, официальное переименование
станции Белоостров в Красноостров не имело места. Поэтому
НКиД просит внести соответствующие изменения в тексты
заключаемых в настоящее время с Финляндией конвенций.
Равным образом в выдаваемых вами визах надлежит употреблять
слово «Белоостров».
А вот еще один малоизвестный
факт о переименовании станции Графская (ныне Песочная).
6 июня 1919 года Управлением 4-го участка Николаевской
ж. д. было принято решение: «...присвоить станции Графская
Финляндского района название Чернореченская». Но вскоре
обнаружилось, что подобное наименование уже присвоено
одной из станций Томской ж. д., и после наведения справок
в алфавите ж. д. станций на совещании от 1 августа 1919
года платформе Графская вместо наименования Чернореченская
(по классификации станций от 14 декабря 1918 года последняя
называлась технической платформой) дано наименование Песочная.
К этому можно добавить,
что, согласно приказу по Петроградскому округу путей
сообщения от 30 августа 1918 года, участки линии Петроград-Белоостров
и Кушелевка-Дача Долгорукова с 1 сентября 1918 года
перешли в ведение Николаевской ж. д., которая с 27 февраля
1923 года стала называться Октябрьской.
Восстановление Белоострова
после войны
В 1941 - 1944 г. в районе
станции Белоостров проходил передний край обороны, и вся
местность представляла собой «лунный» пейзаж.
14 июня 1944 г., после освобождения
Белоострова от финских войск, военный корреспондент Павел
Лукницкий писал: «Несуществующий Белоостров: из руин
его домов и фундаментов давно сделаны дзоты, доты, блиндажи.
Только от вокзала остались куски, по которым можно представить
себе прежние формы здания».
После окончания войны, начиная
с лета 1945 года, в Белоострове в течение многих лет проводилось
сплошное разминирование. Несмотря на опасность нахождения
в этой местности, начиная с 1946 года здесь стало появляться
новое местное население. Из довоенных жителей на свою
малую Родину вернулись единицы. В 1946 году около станции
появились первые постройки и возникли первые улицы, которым
были даны названия. Так, с северной стороны станции появились
улицы: Центральная, Биржевая, Вокзальная и др.
Поселок рос, а вместе с ним появлялись новые улицы. Так,
например, Белоостровская. Она появилась в 1953 году.
С южной стороны от станции
возводились каменные здания для работников Октябрьской
железной дороги, а также строились индивидуальные деревянные
дома. На месте строительства появились улицы: Северная,
Западная, Южная и другие. По словам местных жителей,
впервые названия улиц на левом (русском) берегу в поселке
Белоостров появились только в 1946 году.
Раяйоки*
В 1867 году для строительства
железнодорожного моста через пограничную реку Сестру был
перекинут временный деревянный мост, находившийся в ста
метрах от него, вверх по течению реки. После пуска Финляндской
железной дороги мост разобран не был, что способствовало
образованию дачного поселка на территории Великого княжества
Финляндского, в местности Раяйоки, основное население
которой составляли жители Петербурга.
З1 декабря 1917 года правительство
Ленина признало независимость Финляндии, и вскоре основную
часть населения Раяйоки стали составлять финны. В 1917
году в километре от реки Сестры, в Раяйоках, архитектором
Гранхольмом был построен каменный вокзал с одноименным
названием.
В 1946 году в этой местности,
на правом берегу реки Сестры, появились первые постройки
и первая улица, получившая название Береговая. В административном
отношении Раяйоки обслуживался поселковым советом рабочего
поселка Репино. В 1949 году, после проведения топонимики
местностей, находящихся на территории бывшей Финляндии,
они были переименованы: Териоки стал называться Зеленогорском,
Келломяки - Комарово, Куоккала - Репино. Оллила - Солнечным.
а Раяйоки был переименован в Дюны. 8 середине 1950-х годов
с южной стороны рельсовых путей вырос поселок работников
Октябрьской ж. д., получивший название Дюны, в котором
появились улицы, получившие названия: Центральная,
Северная, Западная, Южная и другие. Здесь необходимо
отметить, что и на левом берегу Сестры тоже были построены
дома для работников Октябрьской ж. д., жители которых
также считали себя живущими в железнодорожных Дюнах.
В 1957 году с северной
стороны рельсового пути образовался дачно-строительный
кооператив «Дюны», земельные участки которого предназначались
для строительства дач работников ленинградских предприятий.
15 мая 1965 года его улицы получили благозвучные названия:
Солнечная, Дружная, Лазурная и др.
Объединение поселков
Поселок
Белоостров, находящийся на левом (русском) берегу реки
Сестры, до 1954 года входил в состав Парголовского района
Ленинградской области и обслуживался поселковым советом
рабочего поселка Песочный. С апреля 1954 года поселки
Песочный и Белоостров вошли в черту Сестрорецкого района.
С 30 марта 1957 года в черту рабочего поселка Песочный
был также включен поселок Дибуны.
На основании предложений
исполкома Сестрорецкого райсовета депутатов трудящихся
от 2 апреля 1964 года из учетных карточек были исключены
наименования поселков Дибуны и Дюны, В связи с тем,
что они находились в одном микрорайоне с поселками Песочный
и Белоостров соответственно, и фактически слились в
один населенный пункт. Объединенный поселок Белоостров
был отнесен к категории рабочего поселка (без образования
поселкового совета) и административно подчинен Песочинскому
поселковому совету. По решению Исполкома Ленгорсовета
от 9 апреля 197З года рабочий поселок Белоостров был
передан в административное обслуживание Сестрорецкому
совету.
Ныне поселок Белоостров
представляет собой муниципальное образование, Муниципальный
совет которого возглавляет коренной его житель Елена
Николаевна Майстренко, которая и подсказала автору опубликовать
этот материал в одной из газет Курортного района.
Результатом образования
объединенного поселка стали четыре пары улиц, имеющих
одинаковые названия Центральная, Северная, 3ападная
и Южная и находящихся в разных концах Белоострова.
Впоследствии улицы переименованы не были, что и поныне
приводит к большой путанице при поиске нужного адреса
в объединенном поселке Белоостров работниками различных
служб. Все как в стихотворении С.Я. Маршака «Рассказ
о неизвестном герое»: «Ищут пожарные, ищет милиция,
ищут фотографы в нашей столице, ищут давно, но не могут
найти парня какого-то лет двадцати».
* «Рая» - с финского «граница», «йоки» -
С финского «река».
Михаил ЛОГУНЦОВ
22 — 28 декабря 2007 года "СЕСТРОРЕЦКИЕ БЕРЕГА"
№49 (129)
Продолжение см. в статье "Фитиль
по-белоостровски" >>>
© BELOOSTROV.RU
|
|