ВАЛГЕСАРЬ · WALKISAARI · WALKEASAARI · ВАЛКИСАРЫ · ВАЛКЕАСААРИ · VALKEASAARI · БЂЛЫЙ ОСТРОВЪ · КРАСНООСТРОВ · БЕЛООСТРОВ
 
Трактор в Белоострове

Избранное

Мемуары о Калелово
 

ЧАСТЬ IV

ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945 - 1997 годы)


ОКОЛО СОРОКА ЛЕТ ЖИЗНИ В КАРЕЛИИ

СНОВА С РОДНЫМИ. ВСТРЕЧИ В ФИНСКОМ ТЕАТРЕ

Мама стала жителем Петрозаводска в начале шестидесятых годов. Она была уже предпенсионного возраста, лет 53-54.

Вначале она жила на квартире у Евы Аммалайнен и ее мужа (родом из Белоострова, там эта фамилия была распространенной). До нее у этой гостеприимной семьи находили временное пристанище, в разное время, ма-мины двоюродные сестры Матильда и Мария Репонен с семьями.

До выхода решения о ликвидации личного скота (при Хрущеве) Аммалайнен имели корову (их дом был на окраине города) и они многих ближайших соседей обеспечивали молоком. Но потом они даже поросенка вынуждены были держать у дочки в Шуе. Вот так и отбивали охоту у населе-ния заниматься небольшим личным хозяйством.

На этой квартире мама прописалась благодаря помощи Николая Репонен - мужа ее двоюродной сестры Матильды. К тому времени он был избран депутатом Верховного Совета Карельской АССР и, как депутат, помогал многим в их проблемах. Работал он на Онегзаводе, где его ценили, как квалифицированного, инициативного работника, рационализатора. Помню, в те годы в популярном журнале "Огонек" была большая статья о нем и его семье с цветными иллюстрациями о его работе и отдыхе с семьей.

Вслед за мамой в Петрозаводск переехала и моя сестра из Белоруссии, где она недолгое время проработала по распределению после окончания техникума в г. Тарту Эстонии. Жить она стала с мамой, хотя прописана была вначале в рабочем общежитии от своего ведомства, а после замужества - в семье мужа. Я тогда уже училась в Московском институте, а затем более 30 лет жила в Московской области (работала в Москве) в отдалении от мамы и сестры, хотя мы ежегодно встречались у меня или у них во время отпусков или в праздничные дни. Переехала я в Петрозаводск уже после выхода на пенсию в 1994 году для того, чтобы взять на себя заботу о больной 87-летней маме.

Возвращаюсь в шестидесятые годы. Когда дом, где жили Аммалайнен (и мама) снесли, то маме выделили квартиру в небольшом деревянном доме в Сулажгоре. Здесь, в основном, прошли первые четыре года ее внука Славы, который оказался на попечении своей бабушки еще в грудном возрасте, его мать после родов несколько месяцев пролежала в больнице.

Когда сестра с семьей получат комнату в коммунальной квартире, они поменяют свои жилплощади на двухкомнатную квартиру, съедутся и снова будут жить вместе до самых преклонных лет мамы, до моего переезда на жительство в Петрозаводск. Мама поможет дочери вырастить ее сына, а потом ей доведется еще понянчить своих правнуков Настю и Илюшу.

У мамы всегда были заметны навыки, полученные по сельскому хозяйст-ву в отчем доме в деревне Кальяла. Если ей на базаре нужно было купить для посадки скороспелый сорт картофеля, то она его находила сама и ни-когда не ошибалась, что подтверждали продавцы. Она хорошо определяла на вкус качество молока, умела его сохранить свежим, переработать в творог и т. д. А на садовом участке дочери и зятя под ее руководством все будет отлично расти и плодоносить.

После войны у родных всегда была потребность объединиться, жить рядом. Безуспешные попытки делались в Ленинградской области и в Эстонии, откуда ингерманландские (российские) финны были изгнаны. Теперь это удалось осуществить в Карелии, в частности, в Петрозаводске.

Кроме семьи маминой двоюродной сестры Матильды Репонен (муж Николай, сыновья Валерий и Илмари), в Петрозаводске жила еще двоюродная сестра Мария Репонен с сыном Эдваром и племянницей Ларисой. К сожалению, сестры Марии - Элиды уже не было в живых, она пропала без вести в период нахождения в лечебнице, предполагали, что утонула в Сямозере.

Недалеко от города, в селе Матросы, жила двоюродная сестра нашей бабушки Алина Пелля с мужем Тойво, дочерью Сюлви и сыном Рудиком.

Семья маминой сестры Анни Яккимайнен (муж Матвей, сыновья Алвар и Павел, дочь Мирья) вначале жила в Карелии в лесных поселках Кяркозеро и Поросозеро и лишь когда дочь Мирья окончила среднюю школу и поступила в Петрозоводский университет, семья переехала в г. Петрозаводск и присоединилась к другим родным. Ими был куплен дом в Соломенном, на берегу озера, который полностью перестроил сам дядя Матвей. В этом не было бы ничего удивительного, если бы он не был одноруким. При этом положении он еще рисовал (по специальности был бухгалтером). Уже не в молодых годах им было заочно закончено Московское художественное училище. Писал он живописные работы, в основном, пейзажи. На их участке у дома было много камней, что мешало огородничеству, но когда ему предложили их сдвинуть в сторону, то он категорически воспротивился, справедливо считая, что камни создают своеобразный колорит, красоту местности.

Было в то время в Петрозоводске также много бывших земляков по де-ревне Кальяла и селу Белоостров. В шестидесятые годы все еще были нестарыми, предпенсионного возраста, любили встречаться, часто ходили вместе в кино, в финский театр.

Особенно мама и ее родные любили ходить в финский театр, тем более, что в спектаклях там участвовали их старые знакомые с юношеских лет Тойво Ланкинен и Вальтер Суни.

С Тойво Ланкинен мама в 16-летнем возрасте училась в конфирмацион-ной школе в Юкках и он был ее веселым попутчиком по дороге домой (до Белоострова, где он жил). У него теперь в театре, кажется, были больше комические роли. Когда он вскоре умер, то бывшие его земляки по Белоострову, теперь петрозаводчане, пришли с ним проститься. Все назвались его родственниками и организаторы похорон были удивлены, как их у него оказалось много.

Вальтер Суни был одно время в их деревне Кальяла школьным учителем, с ним в то время Мари участвовала в спектаклях, показываемых в помещении школы, он присутствовал на свадьбе ее троюродного брата Ивана Толппа, где она была "хозяйкой". В финском театре мама увидела Вальтера Суни в роли палача в спектакле "Орлеанская дева". Она была в театре с сестрой Анни и ее мужем Матвеем. Вальтер Суни их заметил со сцены, узнал и в антракте подошел к ним. На улице мама не узнала бы его, запомнила молодым и стройным, а теперь он стал толстым. Позднее он приезжал в гости к Яккимайнен в Соломенное.

ПОСЕЩЕНИЕ РОДНЫХ МЕСТ В ИНГЕРМАНЛАНДИИ

Мама сменила много мест жительства, долго жила в Эстонии, еще дольше жила в Карелии. Но все эти места так и не стали для нее родными. В разговорах она все возвращалась в места своего детства и юности: в деревню Кальяла, село Белоостров, город Петербург.

После войны все родные побывали, некоторые не единожды, в Ингерманландии на месте своих бывших деревень, в том числе и мама - на месте деревни Кальяла. По этой местности прошла война, она была полем боя и там ничего не сохранилось. Почему-то проезд в эти места был запрещен и попадали туда почти нелегально. Как-то и я съездила туда с мамой. Нас свозил туда сын маминой троюродной сестры Кристины Укконен - Тойво, он живет с семьей в д. Рапполово под Петербургом.

На месте бывшей деревни теперь мелколесье, кустарники, бурьян. Только на бывшем их поле (они арендовали у помещика вырубку) на небольшой поляне стоял стог сена, принадлежащий колхозу, расположенному за рекой. С этого поля они когда-то, уже после смерти отца, выкорчевывали пни, навалясь на лом всей семьей: с мамой и малолетними братьями и сестрами.

Конечно, мама определила также место, где прежде стоял их дом. По-казала контуры фундамента дома и посидела на сохранившимся угловом камне. Сказала, что в доме у этого места стоял диван. Недалеко, как и прежде, была глубокая яма с водой. На участке выросла дикая яблонька, которой раньше не было.

В конце участка появился железобетонный блиндаж (был на замке), такой массивный, что века простоит. Много военных сооружений в тех мес-тах, у бывшей границы с Финляндией, было построено после выселения местных жителей перед финской войной, строителями, привезенных на время из других регионов. На бывшем покосе имелся противотанковый ров, заполненный водой.

С высокого берега реки Сестра мы посмотрели на другую сторону реки, где ранее была территория Финляндии. Теперь граница отодвинута далеко по Карельскому перешейку за Выборг.

Название бывшей деревни Кальяла сохранилось в названии довольно большого озера, расположенного приблизительно в 5 км от бывшей деревни и в 12-13 км от с. Белоостров - Кальяловское озеро. В прежние времена его называли "Suuri jarvi" (Большое озеро) или "Lottina" (лоттина - от русского слова "плотина", которая тогда там была). У этой "лоттины" часто пасли коров до обеда, до выстрела пушки в Кронштадте в полдень в 12 часов. На обед гнали коров домой и после обеда пасли их уже ближе к дому.

Недалеко от этого большого озера имеется маленькое озеро, которое прежде называли "Seppalan jarvi" (кузнецовское озеро).

К сожалению, в Белоострове не сохранились ни большое старинное кладбище у лютеранской церкви, ни "новое" кладбище, где были похоронены ее отец и брат Михаил, ни сама церковь. Сейчас на месте старого кладбища были садовые участки военного начальства, а на месте нового кладбища - футбольное поле.

НАШЛАСЬ МАМИНА СЕСТРА АЙНО ТОЛППА


Последней из маминых сестер нашлась Айно Толппа. К тому времени прошло уже 15 лет после окончания войны и больше 20 лет после ее послед-ней встречи с родными.

После ареста в г. Кандалакше Мурманской области, где она работала учительницей в школе, она была сослана в Казахстан в Акмолинский лагерь. Его потом называли АЛЖИР - Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Но она была не жена, а сама "изменница".


Измена ее состояла в том, что она (по доносу коллеги по школе) якобы в финскую войну симпатизировала финнам и говорила, что мир с Германией ненадежен и будет война (что и произошло). В лагере она пробыла 6 лет, в том числе все тяжелые годы войны и освободили ее только в 1946 году. Много за время пребывания в лагере она видела страданий заключенных, узнала, что такое голод.

После освобождения из лагеря разрешена была работа только на шах-тах Караганды и выезд в другие места был запрещен. Работая в шахте, она попала в аварию и сильно покалечилась. Это событие оказало решающее влияние на всю ее последующую жизнь.

В период пребывания в больнице и после нее, ей оказывал постоянное внимание и помощь болгарин Колев Григорий, который с семьей (женой, до-черью и сыном), как "кулак", был выслан из Молдавии в Казахстан, жена его здесь умерла и он был вдовец. Тетя Айно, после выхода из больницы, связала свою жизнь с ним. Со временем, в Караганде, они выдали замуж его дочь, а сами с его сыном-подростком уехали в Молдавию, откуда он был выслан.

В г. Кишиневе они построили дом. И только, когда его сын женился и у них появился внук, тетя Айно начала разыскивать родных (родным ее отыскать не удалось). Через милицию стала искать в Ленинградской области родных по фамилиям Толппа и Яккимайнен, которых раньше там было мно-го. Милиция нашла двоих: ее двоюродного брата Виктора Толппа, который жил в Токсово и Аати Яккимайнен, который жил в Ленинграде. Вызов в ми-лицию не мог быть для них приятным событием, но это потом компенсировалось радостной вестью, что Айно Толппа жива. От них о своей сестре Айно узнали ее сестры Анни и Мари, а потом и Тююне в Сибири.

Вскоре тетя Айно с мужем приехали в Карелию повидаться с родными. Здесь ее мужа (дядю Гришу) южанина, болгарина, привыкшему к солнцу, ярким краскам, фруктам, самодельному вину, поразили обилие камней, озер, леса, постоянно серое небо и пасмурная погода (тогда такая погода выдалась) и скромность (бедность) жизни. Мама с дочерью тогда жили в одной небольшой комнатке на частной квартире и Яккимайнен в Поросозере тогда жили также скромно. Позднее состояние всех семей значительно улучшится, все будут иметь хорошие квартиры и все атрибуты советского достатка.

Тетю Айно с мужем на этом фоне можно было тогда считать "богатыми" (как их и считали родные), так как они уже тогда имели свой дом (самими построенный), садик с виноградником, черешней и прочим, ковры, мотоцикл с коляской (а вскоре и машину) и т. д. Почти все родные побывали у них в гостях в Кишиневе и не по одному разу.


СМЕРТЬ СЕСТРЫ ТЮЮНЕ. ЕЕ ДЕТИ


А с младшей сестрой - Тююне Толппа все еще не удавалось (и не удаст-ся) никому увидется, уж очень далеко она жила - на самом Крайнем Севере Сибири.

Со временем улучшилось и ее материальное положение. Она писала, что у них имеется своя корова, два бычка, четыре свиньи, выращивают себе картофель, капусту, лук, морковь, репу, брюкву. Кормов для скота надо было заготавливать много, но "у нас сибирский простор, паши и коси сколь-ко хочешь". Работала она с мужем в колхозе в животноводстве.

Но помимо пищи, нужна и одежда, и деньги на содержание детей в ин-тернатах, где они учились и жили, рядом школы не было. Денег, видно, недоставало, так как старшие мальчики мне в одном письме как-то написа-ли, что "продали корову за 330 руб., а долг школе был 132 руб.". Многое на месте и невозможно было купить и тогда выручала тетя Айно, которая теперь часто посылала туда посылки с одеждой и другим необходимым.

По письмам было видно, что Тююне и, особенно, старшие мальчики очень хотели переехать с семьей в Карелию, но постоянно возникали разные препятствия. Каждые два года прибавлялось семейство и тетя Тююне, то кормила ребенка, то уже ожидала другого. После трех старших мальчиков Лени, Сережи и Васи, в 1956 году родилась дочка Лида, а в 1958 и 1960 годах сыновья Саша и Коля. В 1962 году, вследствии неудачной последней беременности и отсутствия при этом необходимой медицинской помощи, тетя Тююне умерла, оставив детей "мал мала меньше" (также, как и ее отец в 1922 году). О ее смерти сообщила родным их общая знакомая, бывшая ближайшая соседка по деревне Кальяла - Анна Терявяйнен, которая там также жила.

На похороны полетела на самолете тетя Айно из Молдавии, с несколь-кими пересадками в Сибири. Потом она говорила, что в доме имелись наг-лядные признаки того, что Тююне готовилась к отъезду. Но, видно, ей не суждено было уехать из Сибири.

Тетя Айно, с согласия отца детей, увезла с собой троих младших детей: Колю двух лет, Сашу четырех лет и Лиду шести лет. Трое старших мальчиков: Вася девяти лет, Сережа одиннадцати лет и Леня тринадцати лет, остались с отцом, но вскоре и он умер и эти дети выросли в интернатах.

Таким образом у тети Айно, которая была уже бабушкой для детей дочери и сына мужа, на руках оказалось трое маленьких детей. Вроде, как жизнь начиналась сначала, после нелегко прожитых прошлых лет.


Дети были слабые здоровьем, требовали серьезного лечения, особенно девочка, у которой уже накопилось порядочно разных хронических болезней. И муж тети Айно, естественно, никак не мог ожидать такого мощного при-бавления семейства.

Сестры между собой решили, что девочка переедет жить к другой своей тете - Анни Яккимайнен в Карелию (в Поросозеро) и так как я во время от-пуска приехала в гости к тете Айно в Кишинев и собиралась оттуда поехать в Петрозаводск, то девочку в Карелию повезла я.

В Петрозаводске планы в отношении устройства девочки изменились, она стала жить в семье двоюродной сестры своей и моей мамы - Матильды Репонен. У них было два сына, они хотели всегда иметь дочку и были рады девочке, которая у них появилась. Для девочки это был самый лучший ва-риант устройства ее жизни. Ее опекуны были не только исключительно хо-рошими людьми во всех отношениях, но тетя Матильда была еще медицинским работником и обеспечила упорное ее лечение. Когда семья Репонен переехала в Ленинград (Петербург), где их старший сын учился в институте, то девочка уехала с ними. Но потом она вернулась в Петрозаводск, по разным обстоятельствам, совершенно независящим от семьи Репонен, и закончила школу в Петрозаводске, живя в интернате. Потом она приобрела специальность и сама стала матерью двум хорошим мальчикам Андрею и Ивану.

Тетя Айно двоих оставшихся мальчиков вначале поместила в интернат, но потом снова взяла к себе, усыновила, вырастила. Они также имеют свои семьи, растят детей. После развала Союза, тетя Айно, Саша и Коля ока-зались за границей в другом государстве (Молдавии) и общение с ними прервалось. Теперь тетя Айно и Саша с семьей живут в Финляндии, это уже ближе к Карелии и можно снова изредка видется.

Трое старших мальчиков, оставшихся в Сибири, после службы в Армии побывали в Карелии, Молдавии, Подмосковье и познакомились с родными. Они чувствуют себя сибиряками, имеют свои семьи, детей и даже уже появи-лась одна внучка.

Мама всех этих детей Тююне (Антонина) Толппа могла бы гордится своими детьми, такими красивыми, умными, трудолюбивыми и радоваться на своих многочисленных внуков (пока что, пять внуков, пять внучек и одна правнучка).

ПОЕЗДКА МАМЫ В ФИНЛЯНДИЮ


Мама поддерживала связь и с родственниками клана Толппа, проживающими в Финляндии.

Некоторые ингерманландские финны, оказавшиеся в Финляндии во время войны, остались там или в Швеции и этим они избежали тех гонений, которым снова подвергли возвратившихся в Советский Союз. Остались те, кто был из концлагеря направлен на работу в отдаленные крестьянские хо-зяйства, кто вышел замуж за местных финнов, был болен, уехал в Швецию и т. д. Так, остался мамин троюродный брат Иван Толппа. У него были серь-езные проблемы со зрением, почти ослеп еще на лесозаготовках в Вологод-ской области. Из концлагеря его направили в глазную больницу в Хельсинки, а его сыновей на север Финляндии в Оулу. В больнице ему не смогли помочь и уже слепым он присоединился к сыновьям и они остались жить в Оулу. Так же в Финляндии остались две сестры Ивана Толппа - Мария и Лемпи, мамины двоюродные сестра и брат Хилья и Тойво, в Швеции оказались их сестры Хелена и Хильда.

Многие ингерманландские финны, в том числе наши родственники, жили в Финляндии еще со времен революции в России.

В 1970 году, по приглашению двоюродной сестры Хильи, мама съездила в Финляндию. При этом повидалась почти со всеми живущими там родственниками. Особенно была рада встрече со своим троюродным братом, другом детства и юности Иваном Толппа. Он был совершенно слепым, но жил полноценной жизнью. Плел из импортной вьетнамской лозы отличную мебель и даже учил этому других, постоянно слушал радио и был в курсе новостей своей страны и других стран. Он был вторично женат и его навещали сыновья и многочисленные внуки.

Виделась она и со своими бывшими соседками по деревне Кальяла - Хелкой и Кайсай Терявяйнен, их сестры Анна и Кристина жили в это время в Сибири, а старшая сестра была выслана в Среднюю Азию.

Некоторые родные из Финляндии приезжали в гости в Россию.


О ПОТОМКАХ ОСНОВАТЕЛЯ РОДА КУЗНЕЦА ТУОМАСА ТОЛППА


Теперь мама в преклонных годах, ей пошел десятый десяток лет и по состоянию здоровья она уже не может куда-либо поехать и даже пойти. Ограничены в передвижении и ее немногочисленные оставшиеся сверстницы, они не могут повидать друг друга, а многие и позвонить из-за отсутствия телефона.


Нет уже самых близких маме людей: сестры Анни и ее мужа Матвея Яккимайнен, двоюродных сестер Матильды (и ее мужа Николая Репонен) и Марии Репонен, троюродной сестры Кристины и ее мужа Михаила Укконен, в Финляндии умерли троюродный брат Иван Толппа и двоюродная сестра Хилья. Этот печальный список можно продолжить.

Но зато живут их дети, внуки и правнуки. Потомки "основателя рода" кузнеца Туомаса Толппа с "Tolppalan maki" (Толппаловской горы) в бывшей деревне Кальяла в бывшей Ингерманландии, у которого было только трое детей (два сына и дочь) и от них пятеро внуков, живут теперь почти по всему свету от Сибири в России, до Англии и Флориды в США.

В частности, потомки его внуков живут:

1. Старшего внука Туомаса Толппа (это мой дедушка, он тезка своего дедушки кузнеца) - в России (Карелии, Новосибирской области, Алтайском крае), в Белоруссии, в Молдавии, в Финляндии, в Англии.

2. Внука Михаила Толппа - в России (в г. С-Петербург, Ленинградской области), в Финляндии, в Швеции, в США.

3. Внука Соломона Толппа - сведения отсутствуют.

4 и 5. Внука Андрея Толппа и внука Михаила Укконен (некоторые по-томки общие, в виду перекрестного брака) - в России (в Карелии, С-Петербурге, Ленинградской области, Новосибирской области), в Финляндии.

 
к оглавлению | читать дальше >>>

Разработка и поддержка: Aqua$erg © 2006 - 2022