ВАЛГЕСАРЬ · WALKISAARI · WALKEASAARI · ВАЛКИСАРЫ · ВАЛКЕАСААРИ · VALKEASAARI · БЂЛЫЙ ОСТРОВЪ · КРАСНООСТРОВ · БЕЛООСТРОВ
 
Трактор в Белоострове

Избранное

Мемуары о Калелово
 

ЧАСТЬ II

ЗАМУЖЕСТВО. ПОЕЗДКИ ПО СТРАНЕ (1929-1941 годы)

РЕПРЕССИИ НА РОДИНЕ. ВЫСЕЛЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ ДЕРЕВНИ КАЛЬЯЛА

В то время, когда мама в отдалении от Ингерманландии занималась обустройством своей семейной жизни, на ее родине началось вытеснение ингерманландских финнов с территории, где компактно проживало уже нес-колько поколений их предков. Происходило их расселение по разным отда-ленным регионам Советского Союза (севера России, Сибири, Казахстана, Уз-бекистана и т. д.), т. е. Фактически - уничтожение ингерманландских (российских) финнов, как единого народа (так как на новых местах они со временем поневоле растворялись среди коренного населения).

Вначале исчезали отдельные люди, отнесенные в разряд "кулаков" и "врагов народа". Конечно, то же самое происходило и в русских селениях, но когда это происходит среди малочисленного народа, то потери особенно ощутимы (не говоря уж о более отдаленных последствиях).

Потом, на основании решений об укреплении границы, стали выселять всех жителей приграничных деревень. А это уже затронуло значительную часть ингерманландских финнов, так как, естественно, российское финноязычное население жило на приграничной с Финляндией территории, тем более, что и граница ранее была чисто условная, поскольку Финляндия входила в состав России.

Людей при выселении не переселяли в другую местность в пределах бывшей Ингерманландии, или вообще Ленинградской области, а направляли в самые разные отдаленные регионы СССР. Принимайте дешевую (и трудолюбивую!) рабочую силу: лесозаготовки на Севере, хлопковые плантации в Узбекистане, рыбные промыслы на Севере и Дальнем Востоке и другие места ударного трудового фронта. Это ничего, что семьи разобщены (кто-то из семьи попал на юг, кто-то на восток и т. д.), что из-за непривычного климата и тяжелых условий жизни умирают наиболее слабые молодые люди, дети, старики. Ради светлого коммунистического будущего последующих поколений, этой высокой, красивой (эфемерной) цели, можно пойти и на жертвы (в том числе - на уничтожение целого народа), тем более, что человеческого материала на российской земле, а тем более в Советском Союзе, было достаточно.

***

Мамину сестру Анни арестовали в 1934 году, ей тогда было лет 25. На нее был донос, что их семья очень состоятельная и даже держит работников. Но это был сплошной вымысел. Все это было в какой-то мере до революции, более 15 лет назад, да и то работников нанимали (временно) из-за того, что все дети были маленькие и отец один не мог справиться с хозяйством. А после революции, когда отца взяли на фронт в период наступления армии Юденича и когда вскоре после этого он умер, семья вообще осталась без мужчины в семье - только мать и малые дети (и конечно, уже давно не на что было нанимать работников).

Тем не менее, Анни арестовали. Это случилось в Белоострове, по окончании областных лыжных соревнований, в которых она участвовала (заняла второе место). Она хотела переночевать у двоюродной сестры Марии Репонен, но дома ее не застала, та ушла на танцы. Анни пошла за ней в клуб (с лыжами), там ее и арестовали. Ее матери передали, что видели, как Анни вели с руками за спиной, а сзади ехал конвой. Так она прошла 12 км.

Я уже писала, что она работала бригадиром в колхозе. И как хорошо работала! Но, видно, это все не нужно было для новых органов власти, хотя они и обещали народу (в лозунге) дать "Хлеба". А разве ингерманландские финны не были "кормильцами" Петербурга и других городов области "Mita Karjalan Kannas tuotti, se Pietari kulutti" (что Карельский перешеек привезет, то Петербург употребит). Но почему-то все прежнее требовалось разрушить, а "новый мир" начинать с нуля (неизвестно каким способом).

Поместили Анни в тюрьму в Сестрорецке, где (в одиночке!) продержали пять месяцев. Она вскоре потребовала работы и ее стали водить работать на кухню.

В ту же ночь арестовали ее дядю Ивана Толппа (двоюродного брата отца). Когда ее водили на кухню, она заглянула в глазок одной из двери и увидела его в камере. Крикнула: "Дядя, и ты здесь?" Тот ответил, что давно знал, что она рядом - по ее песням (которые она часто пела в камере во весь голос).

Несколько слов о дяде Иване. Его на этот раз отпустят, но потом снова арестуют. И больше ни его, ни его жены (которую потом тоже арестуют) никто не увидит. Потеряются следы и их единственной дочери Лемпи.

Анни из тюрьмы в Сестрорецке перевели в Ленинград, в тюрьму на Шпалерной. Здесь ее поместили уже в общую камеру, в которой сидели, в основном, женщины из городской интеллигенции, арестованные после убийства Кирова. Они удивились, что в их компании оказалась деревенская, почти неграмотная финская девушка. Занялись на досуге ее образованием.


Интересно, что Анни все же имела отношение к Кирову и с самой нео-жиданной стороны: она носила ему молоко. При этом она не подозревала о его значимости и узнала, кто он такой, только после его убийства, когда она не смогла пройти с молоком в его подъезд дома, который был оцеплен. Ранее она дома хвалила его за щедрость и простоту в обращении. Он давал много отходов для скота (остатки хлеба и прочее) и всегда сам принимал молоко (кажется, у него вообще не было жены, хотя она этого не знала).

Все же Анни выпустили из тюрьмы. Видно, трудно было, даже с натяж-кой, отнести ее семью к "кулакам". Она потом полушутя пеняла своей сестре Мари, что она пострадала из-за нее. Если бы она не уехала из семьи, то арестовали бы ее, как старшую из детей.

Когда Анни вернулась домой, то к ней зашли две сестры односельчанки, которые на нее донесли. Сказали: "Ты так поздоровела, будто бы с курорта вернулась". Анни ногой распахнула дверь: "Вон! Больше вы за меня куска хлеба не получите" (за донос давали какой-то паек). И уехала из деревни. Устроилась работать на фабрику "Скороход" в Ленинграде. А этих двух сестер тетя Анни встречала еще после войны в Ленинградской области.

***
Моя бабушка (мамина мама) говорила, что в деревне Кальяла вообще никаких кулаков не было. Кто больше работал, тот богаче и жил. И приво-дила примеры.

Например, жила в деревне семья: муж, жена и их единственный сын "красивый Пекко". Семья считалась богатой, но работали одни родители, а сын любил принарядиться, покрасоваться, погулять. Когда внезапно родите-ли умерли, все хозяйство у сына пошло прахом. Землю сдал в аренду, сам ничего не делал, время проводил в чайной в Сестрорецке. Кончилось тем, что ему пришлось работать на других: нанимался колоть дрова, гнать скот барышникам и т. д. Работали его родители - семья была богатой, сын не стал работать в своем хозяйстве - превратился в бедняка.

Или другая семья (Курьянен). Жена Ольга была из "Ruunun lapset" (приемных детей) Лемболовской волости, муж - пришелец из Финляндии, у них две дочери Мария и Хелка (в деревне Кальяла приемных детей не было, а в Лемболово они были во многих семьях, за их содержание платили. Иног-да этих детей любили даже больше своих). Жена с мужем не привыкли вести свое хозяйство, так как почти всегда были работниками у других (в част-ности, в одно время они работали у маминых родителей, где у них родилась первая дочь в одном году с Мари и названная этим же именем). Когда они получили землю и построили себе дом (небольшой), то хозяйство не захотели обустраивать. Земли обрабатывали так мало, что урожая даже себе не хватало.

Летом хозяйка собирала в лесу грибы и ягоды на продажу, осенью нанималась жать и копать картошку другим, зимой с корзиной обходила дома деревни, якобы для покупки картошки. Но никто, конечно, за корзину картошки денег брать не будет, давали даром, а так как деревня была большой, то собранной картошки хватало до следующего урожая.

После революции новая власть отнесла их к категории бедняков и все-лила в большой дом раскулаченных. Пограничник сказал о них бабушке: "Пусть теперь в большом доме поживут". На что та ответила: "С большого дома также можно пойти с корзинкой, как и с маленького".

К "кулакам" была отнесена семья Евы Лайппа за то, что у них была (сохранилась) лошадь (кроме лошади было всего 2 коровы) и что хозяйка собирала молоко у односельчан и возила в город для продажи. А это была большая помощь для многих одиноких женщин, иначе как бы они доставляли молоко в город. Но эту помощь другим сочли за преступление и пресекли.

Поводами для ареста было не только отнесение семьи к кулакам, но и другие. Но поскольку обвинения были в основном надуманными, то не стоит в них и разбираться. Так, были арестованы мамины троюродные братья Туомас (Томми) и Михаил (Микко) - сыновья дяди Андрея Толппа. Михаил был почти мальчик 15-17 лет, что такое он успел сделать, чтобы его ссылать в лагерь? И по сложению, и по здоровью он был слабеньким, в лагере его определили в группу подобных ему. Он не выдержал лагерных условий жиз-ни и там сгинул. Его брат Туомас был здоровяком, любил петь, плясать. Его в лагере направили на лесозаготовки. Он и там проявлял свой характер (организовывал концерты) и выжил. Позднее он жил в Карелии.


***

Но вскоре отпала необходимость выискивать повод для ареста отдель-ных людей. Стали высылать уже целыми деревнями. Много народа согнали с родных мест по предлогом необходимости укрепления границы с Финляндией. Кроме того, по мере ухудшения отношений СССР с Финляндией, ингерманландские (российские) финны становились все более "неблагонадежным населением", от которых следовало очистить пограничную полосу.

Среди выселяемых (и разрушаемых) деревень была и деревня Кальяла, расположенная недалеко от пограничной реки Сестра, и деревня Алакюля, где жили мамины родственники, и еще многие и многие другие деревни.

Мама о происходивших на родине событиях узнала позднее, но в то время ей приснился сон, что она находится в своей деревне Кальяла, а в ней никого нет. Хочет крикнуть, а потом думает: "Зачем, ведь никого вокруг нет". Потом маме рассказывали, как происходило выселение жителей из деревни.

Людей грузили в эшелоны не на ближайшей железнодорожной станции Белоостров, а на следующей станции Дибуны (ближе к Ленинграду) для того, чтобы на финской стороне границы (была рядом) не слышали криков и плача отъезжающих.

Некоторые жители кое-что за бесценок смогли продать женам команди-ров, которые наехали, узнав о выселении. Уже в то время, когда деревенские грузились, поодаль стояли с пустыми телегами, ожидая их выезда. Все оставшееся было разграблено, даже дома вывезены. Когда через 5-6 лет наша семья, неожиданно для родителей, оказалась на территории бывшей деревни Кальяла (отец работал в бригаде ЛЕНЭНЕРГО, проводившей высоко-вольтную линию), то от прежде пятикилометровой деревни сохранилось только несколько домов.

В основном, жителей деревни Кальяла и села Белоостров ссылали в Вологодскую область. Но мамина семья смогла остаться жить в Ленинград-ской области, так как ко времени выселения жителей постоянно жили в деревне только мамина мама Кристина Толппа и ее младшая дочь Тююне 15 лет. Дочь Анни (27 лет) работала на фабрике "Скороход" в Ленинграде, сын Туомас (21 год) работал учителем в школе и жил на квартире в деревне Куркела (недалеко от станций Александровская, Кондакопшино и от Царского Села). Сын Матвей (19 лет) работал на Балтийском заводе в Ленинграде, а дочь Айно (17 лет) заканчивала педагогический техникум в Ленинграде.

Узнав о выселении матери и сестры, сын Туомас стал хлопотать, чтобы им (старой и малой) разрешили переехать к нему на его иждивение в деревню Куркела. Такое разрешение наконец было получено, только с его матери потребовали расписку, что она не претендует на оставшуюся собст-венность. Увезла она с собой только корову, швейную машинку и кое-что из одежды, сложенной в сундук, который сбил Туомас из черного лакиро-ванного шкафа, привезенного когда-то отцом из С-Петербурга.

Потом дочь Анни ходила по инстанциям, чтобы их прописали в деревне Куркела, заодно и она там прописалась. И превратились они в "pietarin takkoiset" (жителей, проживающих по другую сторону Петербурга), как они ранее в своей деревне называли жителей этих мест. А их здесь стали называть "rajalaiset" (приграничные жители).

Здесь уже не было привычных больших лесов, а только в основном кустарники, и возникали проблемы с обеспечением дровами. Финский говор жителей деревни Куркела также отличался от говора жителей деревни Каль-яла, где он был ближе к литературному языку.

***
Многие мамины родственники и знакомые были выселены в Вологодскую область. Почему-то жители этой области были предубеждены против финнов и боялись их приезда. Думали, что они агрессивны, ходят с ножами, которыми и режут всех направо и налево.


Финнов на ст. Бабаево должны были ожидать конные подводы для доставки до места назначения. Подводы действительно были, но при них был всего один ездовой: самый храбрый дед "пожертвовал собой".

Но вскоре местные жители свое мнение о финнах изменили, когда те, по своему обычаю, устроили летний праздник Иванов день (kesa juhlat, Juhannus), стали показывать спектакли, организовывать художественную самодеятельность. Смотреть приходили зрители со всех окрестных деревень.

В основном, ингерманландских (российских) финнов использовали на лесозаготовках. Многих эта работа сделала инвалидами. Так, в эту область был вывезен мамин троюродный брат Иван Толппа с семьей (у которого Мари была на свадьбе "хозяйкой"). Здесь его жена умерла, а он, чтобы не ос-тавлять малолетних сыновей Тауно и Суло, стал заниматься точкой пил. В результате металлической стружкой были повреждены оба глаза, а оказанная "медицинская помощь" болезнь еще более усугубила. Когда мы во время войны встретились с этой семьей в концлагере в Финляндии, он был уже почти слепым, а когда мама свиделась с ним в Финляндии в 1970 году, то он был уже совершенно слепым.

Двоюродная сестра близкой маминой родственницы Алины Пелля лишилась на работе руки.

В Вологодскую область попала из Белоострова также мамина двоюродная сестра Мария Репонен с сыном Эдвардом. Но поскольку в эту область людей привезли насильно, то многие при любой возможности стали оттуда уезжать. Так, в деревню Куркела, где теперь жила мамина мать с детьми, пришел оттуда Андрей Толппа, мамин троюродный брат. Ее брат Матвей устроил его на работу на судостроительный завод, где и сам работал. Потом они оба попадут в армию Куусинена, обоих оставят на срочной службе и оба погибнут в начале Великой Отечественной войны.

Двоюродная сестра моей бабушки Алина Пелля из приграничной дерев-ни Алакюля с двумя маленькими детьми была вывезена в 1935 году в Среднюю Азию, в Узбекистан, в совхоз Пахта-Арал, а ее муж - на Дальний Восток (ее мама Кайса умерла после выселения из деревни, до отъезда на юг, а братья Томми и Суло были в Финляндии).

В Узбекистан привезли людей с севера в середине лета, температура под 50° С. Они в таких непривычных условиях стали болеть дизентерией, малярией, прочими болезнями и умирать. Лишилась и тетя Алина обоих детей.


Работа была тяжелая: тяпками обрабатывали хлопковое поле. Из вещей имелись котелок и ложка "легко жилось: сварить в котелке еду, вымыть котелок и ложку" (не напоминает ли это работу негров на плантациях ра-бовладельцев в Америке в прежние времена?).

После Великой Отечественной войны к Алине приехал ее муж с Дальне-го Востока. Он выжил в лагере только благодаря своему умению класть печи, от клиентов за работу иногда получал дополнительное питание. Позднее он говорил, что в лагере считалось большой удачей, если посылали работать в свинарник, где можно было перехватить у свиней их еды.

В Средней Азии у них родилась еще дочь, Сюльви, которую удалось сохранить возможно потому, что уехали с юга на привычный север.

Мало кто из ингерманландских финнов избежал высылки и репрессий. Например, не были высланы некоторые финны из деревни Александровка, работающие на железной дороге, или на заводах определенного профиля. Так, остались мамина двоюродная сестра Матильда с мужем Николаем Репонен, который работал на заводе в Ленинграде. У них незадолго до войны в этой деревне родился сын Валерий.

 
к оглавлению | читать дальше >>>

Разработка и поддержка: Aqua$erg © 2006 - 2022