ВАЛГЕСАРЬ · WALKISAARI · WALKEASAARI · ВАЛКИСАРЫ · ВАЛКЕАСААРИ · VALKEASAARI · БЂЛЫЙ ОСТРОВЪ · КРАСНООСТРОВ · БЕЛООСТРОВ
 



Избранное

Памятник погибшему экипажу разбившегося Су-15
 

      Вдалеке от основного белоостровского садоводческого массива, за рекой Сестрой, у перекрестка глухих лесных дорог много лет торчит из бетонного фундамента «хвост» современного самолёта. Много слухов и домыслов ходит об этом странном мемориале, да и немногие о нём слышали, а видевших ещё меньше. Без вникания в детали и так любому ясно: здесь в мирное время разбился реактивный военный самолёт во время учебно-тренировочных полётов. Но что это был за самолёт, когда и почему разбился, на каком аэродроме базировался, кто были погибшие лётчики?
      Собирая по крупицам информацию и обсуждая её на форуме, народ пытался выяснить ответы на все эти вопросы, как вдруг в обсуждении стали появляться сообщения от однополчан погибших лётчиков, которые внесли ясность и дали вполне точную картину произошедшего.

      Где это?

      Итак, где же находится этот странный и таинственный памятник? Сразу нужно отметить, что добраться до него довольно трудно, и местами невозможно проехать на обычной легковой машине.
      Если ехать по Выборгскому шоссе в сторону Выборга через садоводческий массив Старого Белоострова, обозначенный дорожным знаком «Садоводства», то после верстового столбика «39км» метров через 300 будет перекрёсток с асфальтовыми дорогами влево и вправо. Направо — дорога на Калелово (местные называют её «озерным шоссе», ибо асфальт проложен до Пасторского озера). Вот по направлению к бывшей деревне Калелово, не сворачивая по асфальту к озеру и нужно двигаться.
      Примерно через 10км переезжаем реку Сестру, делившую границу между СССР и Финляндией до весны 1940г. Далее, проехав через относительно новые дачные участки и лес около 4км, попадаем на перекресток труднопроезжих лесных дорог, где стоит памятник. Здесь и погибли лётчики. Вернее, не совсем здесь, у памятника — он установлен у перекрёстка дорог, чтобы лучше был заметен. На самом деле, место падения самолёта — неподалёку, в 300м от памятника, в лесу.

      Памятник

      Мемориал представляет собой дюралюминиевую хвостовую часть современного реактивного военного самолёта, вбетонированную в небольшой фундамент. На вертикальном стабилизаторе нарисована красная звезда и прикреплена мемориальная табличка с фотографией одного из погибших лётчиков. К сожалению, не время, а люди не пощадили памятник: изначально хвостовая часть была более полноценной, но в конце 1990-х гг часть вертикального стабилизатора выше горизонтальных рулей была варварски срезана наемными рабочими, охочими до цветного металла и безвозвратно утеряна. Вот так вот относятся к памяти погибших свои же русские люди, у которых, видимо, нет ничего святого за душой. Ещё в середине 90-х памятник был в том виде, к котором его установили, но уже через несколько лет верхняя часть исчезла.

      Мемориальная табличка, укреплённая на киле гласит, что здесь 15 сентября 1982 года при исполнении обязанностей военной службы трагически погибли:
      - майор Деревяшкин Василий Дмитриевич рожд. 07.01.1952 из Оренбургской обл.
      - капитан Басов Александр Владимирович рожд. 19.07.1954 из Ставрополя
      Табличка установлена от командования части, родных, жён, детей, всех друзей и близких. Рядом лирическое утверждение: «Лётчики не умирают, лётчики улетают»...

Нажмите, чтобы увеличить
Фото сразу после установки памятника, 1983г.
Нажмите, чтобы увеличить
Фото памятника,
2011г.
Нажмите, чтобы увеличить
Фото памятника,
2011г.
Нажмите, чтобы увеличить
Памятная табличка
и фото А.В.Басова

      Падая, самолёт прорубил в лесу просеку среди деревьев, протяжённостью почти 300м. Она находится в стороне от перекрестка с памятником - примерно в 300м, и сохранилась по сей день — за 30 лет с момента трагедии лес так и не смог скрыть следы падения самолёта. В конце просеки, на сухом дереве также укреплена скорбная табличка:

ТРАГИЧЕСКОЕ МЕСТО
15 сентября 1982г. в 17час. 56мин. на этом месте погибли при исполнении
служебных обязанностей военные лётчики 1-го класса - однополчане
- капитан Басов Александр Владимирович- 1954г.
- майор Деревяшкин Василий Дмитриевич - 1952г.
ОСТАНОВИСЬ и ПОКЛОНИСЬ ИМ
Память родных и детей г.Ставрополь 19/IX 1982г

      На самой просеке до сих пор стоят полусгнившие и сухие стволы деревьев, срезанные крыльями и фюзеляжем падающего самолёта, напоминая о трагедии, произошедшей здесь 30 лет назад. Необычен и памятен тот факт, что за 30 лет место падения самолёта не сильно изменилось, хотя, по идее, здесь должен был вырасти новый лес. Ан, нет! Природа сохранила память о произошедшем, и просека до сих пор хорошо просматривается, напоминая о трагедии сухими сломанными стволами елей.

Нажмите, чтобы увеличить
Фото просеки,
1983г.
Нажмите, чтобы увеличить
Фото просеки,
2006г.
Нажмите, чтобы увеличить
Памятная табличка
на месте падения самолета

      На удивление, не увезены и 30 лет назад при расследовании катастрофы и по сей день не растащены вездесущими охотниками за металлом некоторые детали и останки самолёта — куски шасси, обломки крыльев и корпуса самолёта. Ну и пусть лежат — как надгробные камни на могиле. На местах смертельных ДТП на трассах к венкам на столбиках часто прикрепляют руль. Здесь же — хвост самолёта (пусть и другого) и его обломки...

Нажмите, чтобы увеличить
Оконечность крыла
фото 2011г.
Нажмите, чтобы увеличить
Главная стойка шасси
фото 2011г.
Нажмите, чтобы увеличить
Часть обшивки
фото 2011г.
Нажмите, чтобы увеличить
Вандалы-металлисты
поработали, фото 2011г.

      Памятник установлен в годовщигу гибели — в сентябре 1983 года при содействии и организации командования 180-го гв. ИАП. В качестве мемориала установлена часть хвостового оперения от списанного самолёта Миг-15 УТИ (такими самолетами ранее был укомплектован полк, до поступления Су-15). Позже родственники и сослуживцы прикрепили к памятнику мемориальную табличку и фотографию А.В.Басова

      Катастрофа

      Много было домыслов о том, как же произошло крушение истребителя. Но факты, собранные иследователями на местности и рассказанные сослуживцами погибших лётчиков вкратце таковы:

Нажмите, чтобы увеличить
Басов и Деревяшкин

      Самолет СУ-15 УМ №32 из 3-й АЭ 180-го Гвардейского Истребительного Авиационного Полка (аэродром базирования на 1982г. — п.Громово Приозерского р-на Ленинградской обл.) выполнял учебный полёт. Истребитель пилотировал командир звена, заместитель командира АЭ (на тот момент ИО командира АЭ) — капитан Басов А.В. и обучаемый начальник штаба АЭ гв. майор Деревяшкин В.Д., проходивший реабилитацию после перерыва в полётах вследствие небольших проблем со здоровьем.

      При пилотировании в 3-й пилотажной зоне, расположенной в азимуте 150-190 градусов и дальности 28-58 км от аэродрома экипаж допустил ошибку в технике пилотирования. На нисходящей части фигуры пилотажа из-за несогласованных действий экипажа допущен слабый темп взятия ручки управления самолетом «на себя» (для вывода самолета в горизонтальный полет), и произошло столкновение с лесным массивом. По расчетам специалистов, для безопасного вывода в горизонтальный полет экипажу не хватило 5-10 метров высоты. Запас топлива на борту был примерно 1500-2000кг. Самолет практически сразу после столкновения с деревьями взорвался в воздухе. Почему не прыгнули? Вероятно, ошибку заметили поздно и пыталить ее исправить. И почти исправили. Но высоты не хватило. Летчики, по своей психологии (особенно в 80-90-х годах), боролись за самолет до конца. Особенно, осознавая, что где-то в сложившейся ситуации виноваты сами. Самолёт, разваливаясь на куски, проделал 300-метровую просеку в лесу, в направлении с северо-запада на юго-восток, в относительном удалении от ближайших поселков, садоводств и других жилищ, вблизи реки Сестры.

      Таковы описания трагедии, произошедшей в далёком 1982-м году в глубине белоостровских лесов.

      Послесловие

Нажмите, чтобы увеличить
Обновлённый вид

      Священные слова «Никто не забыт и ничто не забыто» в данном случае — не пустой звук. Несмотря на то, что памятник находится в лесной глуши, о нем знает значительно больше людей, чем подразумевалось при установке мемориала. Т.е. не только узкий круг лётчиков, но и местные садоводы, грибники, туристы, путешественники, искатели. В относительной близости от памятника ныне находятся несколько СНТ, и для владельцев местных участков этот памятник — лишний повод просто прогуляться в лес. Таким образом, мемориал не забыт, о нём рассказывают, пишут, выкладывают фотографии. Благодаря интересу к памятнику, удалось выяснить подлинные обстоятельства трагедии. В 2011-м году местные энтузиасты немного подремонтировали мемориал: провели уборку локальной территории, почистили и подкрасили памятник, укрепили фундамент свежим раствором; летом 2012-го года также местными силами обновлена фотография А.В.Басова и установлена фотография В.Д.Деревяшкина. В 2015 и 2016-м подзалатали рваные дыры на теле памятника, оставленные охотниками за металлом. В 2017-м планируется шпатлевка и покраска.

      В сентябре 2012-го года наступила 30-летняя годовщина гибели лётчиков. Силами активистов сайта были информированы и заинтересованы некоторые СМИ. Журналисты с канала "100 ТВ" сняли небольшой репортаж о памятнике и о лётчиках Громовского Истребительного Авиаполка.

      В 2012-м году вышла на форум дочь одного из погибших пилотов — Марина Басова. С помощью активистов сайта она уже дважды посещала место гибели отца — в 2013-м и 2016-м.
      Память о погибших летчиках не только не увяла — она живет, и забота о памятнике приносит свои положительные результаты, что очень отрадно — как для родственников пилотов, так и для тех, кто, в силу близости к мемориалу и чувства ответственности за него, прилагает усилия к его сохранению.

  1. Репортаж "Тайна забытого памятника" эфир 100 ТВ от 15.09.2012

Обсудить этот материал в Форуме >>>

 
 

Разработка и поддержка: Aqua$erg © 2006 - 2017