Papinkorpi. "Силотвор" Руктешеля
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 261
Еще раз приходится себе повторять: "тщательнЕе надо ..." С самого начала дискуссии обратил внимание на эту "лыску" на гугле, а вот дороги от нее к "ромбу" не разглядел, как и самого "ромба". Действительно, интересное место. М.б. Руктешель располагал свои постройки не в одном месте, а разнесенно?AndreyG писал(а):Но самое интересное не это, а вот что: не доходя метров двести до "кургана" со стороны Александровки, сразу после пересечения дорогой болотца - светлое пятно на гуглмапе - влево и немного назад отходит еще одна прямая и окопанная канавами дорога. Метров двести по ней и дорога на краю болота упирается в ромбовидной формы земляной вал высотой около полутора метров и с длиной сторон метров по 10. По внешнему периметру - канавы, да не такие как вокруг "кургана", а метра по три шириной. Это место отчетливо видно на гуглмапе (в центре кадра) где-то в 150 м от угла садоводства. Несомненно тоже какая-то часть производства. Причем, середина несколько похожа на воронку от взрыва. Интересно, а где же находилась взорвавшаяся сушильня?
Последний раз редактировалось Буквоед 27 авг 2009 23:05, всего редактировалось 1 раз.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
-
- Садовод
- Сообщения: 212
- Зарегистрирован: 05 сен 2007 08:42
- Откуда: СПб
- x 2
По-моему, так было повсеместно. Вы знаете названия русские со словом "священник"? Я вот ни одного. А вот "поповский" и "попов" (род и число бывают разными) - сплошь и рядом.Буквоед писал(а): 2 Юрёнпойка
...Кстати, интересно, почему употребляется чаще, как я понимаю, не pastorin-, а именно papin-, т.е. просторечие? Народное творчество?
"Пасторское озеро" - вот это интересный топоним.
0 x
Vanha Valkeasaari on tosi mukava paikka
- краевед эксперт
- Эксперт
- Сообщения: 1738
- Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
- Откуда: СПб, пос. Белоостров
- x 6
papinkorpi
К сожалению, в опубликованной газетной статье "Силотвор инженера Руктешеля"невозможно было подробно показать планы и дать подробное описание взрывоопасной части завода. Это очень интересное архивное дело занимает полторы сотни листов. В редакции материал был сокращен больше чем на половину и, тем не менее, при редактировании текста основное содержание удалось сохранить. Завод состоял из отдельных строений, которые, в целях безопасности были рзнесены. В деле имеется первый вариант плана завода (до взрыва) и второй (после взрыва).Буквоед писал(а): а вот дороги от нее к "ромбу" не разглядел, как и самого "ромба". Действительно, интересное место. М.б. Рукшетель располагал свои постройки не в одном месте, а разнесенно?
Ниже привожу некоторые документы из этого арх. дела.
"июль 1891...строительное отделение полагает г. Руктешелю возобновить после бывшего пожара (взрыва) з-д с условием, чтобы между сушильней и помещением котла был сделан земляной вал высотой наравне с коньком крыши сушильни".
"июнь 1892...мне пришлось усовершенствовать некоторые строения, а также для уменьшения опасности взрыва предлагаю план новых строений. (подпись) Руктешель". В июле план был утвержден строительным отделением СПб правления.
Ниже привожу описание плана из архивного дела в вольном изложении (на плане не показаны север и юг): В центре площадки, обнесенной по периметру земляным валом (в плане прямоугольник с двумя скошенными углами), размером (приблизительно) 150 м на 70 м находились: (слева-направо, по длинной стороне) сушильня для силотвора, разделительный земляной вал, здание для парового котла, колодец !!!!!, разд. земл. вал, здание для зерновки и размешивания. В земляном валу, на длинной стороне, сделан разрыв и от него идет дорога шириной 8,5 м. Если от центральной площадки по указанной дороге, приблизит. 100 м , то слева находилось жилое помещение (рядом с дорогой), обнесенное по периметру земляным валом и имеющее разрыв со стороны дороги. С правой стороны дороги, на удалении около 300 м от угла земляного вала центральной площадки и, на удалении от дороги (очень приблизительно 200 м), находился склад готового силотвора, который был обнесен земляным валом и имел разрыв для входа (подход к нему со стороны дороги и площадки не показан).
К сожалению, при поиске завода в 2005 г. я принял ошибочно другое место. Меня сбили с толку большие гранитные камни и бетонное сооружение на ручье. Земляных валов завода Руктешеля я не увидел, хотя и искал именно их. В этом месте были окопы и я предположил, что валы были срыты в 1941-1944 г.г. Хочется поблагодарить Андрея за найденное место. Считаю, что обнаруженные земляные валы это серьезное доказательство найденного завода. М.б. провал в земле это обвалившийся колодец или воронка? Теперь можно снаряжать экспедицию и делать фото, а также снимать размеры большой земляной рулеткой
Возможно в будущем, найденное место, на котором располагалась взрывоопасная часть з-да, станет одной из достопримечательностей Белоострова. Тем более, что на сайте есть фото (сделанное с борта штурмовика весной 1944 г.) невзрывоопасной части з-да.
0 x
краевед эксперт
- AndreyG
- Садовод
- Сообщения: 486
- Зарегистрирован: 11 фев 2007 02:09
- Откуда: Старый Белоостров, ВМА / Здоровье-1
- x 1
- Контактная информация:
Если основная площадка обнесена рвом ~150 м на 70 м - то это там, где "курган". Вала вдоль канав, правда, не сохранилось. А вот "С правой стороны дороги, на удалении около 300 м от угла земляного вала центральной площадки и, на удалении от дороги (очень приблизительно 200 м), находился склад готового силотвора" - как раз похоже на то, что нашел я.
0 x
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 261
Re: papinkorpi
Уважаемый краевед-эксперт! Понимаю, что вопрос, как минимум, некорректный, и все же: а копии с планов снять в принципе возможно, или это слишком дорогое удовольствие?краевед эксперт писал(а): В деле имеется первый вариант плана завода (до взрыва) и второй (после взрыва).
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
- краевед эксперт
- Эксперт
- Сообщения: 1738
- Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
- Откуда: СПб, пос. Белоостров
- x 6
Re: papinkorpi
Копии документов стоят не мало. В качестве примера могу сказать, что обычный черно-белый ксерокс формата А4 стоит приблизительно 500 руб. ( в разных архивах по-разному). Мне нужно было сделать копию доревлюционных открыток в архиве Петропавловской крепости. Сотрудники сказали, что их начальство установило цены 2 тыс. руб. за штуку. Цены по действующим законам они устанавливают сами.Буквоед писал(а):Уважаемый краевед-эксперт! Понимаю, что вопрос, как минимум, некорректный, и все же: а копии с планов снять в принципе возможно, или это слишком дорогое удовольствие?краевед эксперт писал(а): В деле имеется первый вариант плана завода (до взрыва) и второй (после взрыва).
Очень красивые виды дореволюционного Белоострова, но по таким ценам делать копии..... В каждой опубликованной статье приходится прикладывать "картинки". К сожалению это только надводная часть айсберга. Обычно читатели говорят мне комплименты, что материал интересный , особенно, иллюстрации. хлопают меня по плечу и говорят, что у меня хорошо получается и советуют мне продолжать писать новые статьи. В качестве примера могу сказать, что фото, использованное в статье "Вокзал, которого не было"(пограничный мост Белоострова с въездной аркой в СССР) уже достаточно растиражировано (без ссылки на источник). В книге Е.А.Балашова "Карельский перешеек. Земля неизведанная." изд. 2007г. , без ссылки на источник приводятся данные из моих статьей, в том числе "Силотвор инженера Руктешеля".Ну, это так, лирика.
У меня есть планы взрывоопасной части завода до взрыва и после него.
Планы перерисованы мною с указанием всех размеров, отмеченных на них, а другие я взял по масштабу и готов их показать, но не делать копии. Мои координаты известны Андрею и Хозяину сайта.
0 x
краевед эксперт
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 261
Re: papinkorpi
Не перестаю поражаться скаредностью наших госучреждений, в т.ч. учреждений культуры ! Ладно бы - частные коллекции, а то ведь собственность, содержащаяся за счет средств налогоплательщиков и по большому счету предназначенная для удовлетворения их же духовных etc потребностей Уверен, что с соблюдением действующего законодательства там все в порядке. C аппетитами проблема...Но так ведь скоро и в районную библиотеку будем за деньги записываться.краевед эксперт писал(а):Копии документов стоят не мало. В качестве примера могу сказать, что обычный черно-белый ксерокс формата А4 стоит приблизительно 500 руб. ( в разных архивах по-разному). Мне нужно было сделать копию доревлюционных открыток в архиве Петропавловской крепости. Сотрудники сказали, что их начальство установило цены 2 тыс. руб. за штуку. Цены по действующим законам они устанавливают сами.
Очень красивые виды дореволюционного Белоострова, но по таким ценам делать копии.....
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
Не рвом, а валом. По описанию Михаила Алексеевича получается, что основное производство - то, что нашёл Андрей. А склад - в отдалении, где курган (как и требовали). Курган, кстати, возможно - срытый вал.AndreyG писал(а):Если основная площадка обнесена рвом ~150 м на 70 м - то это там, где "курган".
Но что они считали взрывоопасной частью? Готовый силотвор? Но рвануло-то, исходя из описания, в сушильне!
0 x
- AndreyG
- Садовод
- Сообщения: 486
- Зарегистрирован: 11 фев 2007 02:09
- Откуда: Старый Белоостров, ВМА / Здоровье-1
- x 1
- Контактная информация:
Нет, размеры того, что нашел я - совсем небольшие - ~10-15*10-15 м. Да и цитата "С правой стороны дороги, на удалении около 300 м от угла земляного вала центральной площадки и, на удалении от дороги* (очень приблизительно 200 м), находился склад готового силотвора" соответствует по направлению "право-лево" именно тому, что склад - там, где был я.
Вал действительно могли срыть во время войны и т. д., и т. п.
_________
* - от основной дороги.
Вал действительно могли срыть во время войны и т. д., и т. п.
_________
* - от основной дороги.
0 x
Ещё раз всё перечитал.. Получается, Андрей прав, а я нет. Резюмирую:Osbourne писал(а):По описанию Михаила Алексеевича получается, что основное производство - то, что нашёл Андрей. А склад - в отдалении, где курган (как и требовали). Курган, кстати, возможно - срытый вал.
Но что они считали взрывоопасной частью? Готовый силотвор? Но рвануло-то, исходя из описания, в сушильне!
- Безопасное производство - бывшая фабрика на 1-м озере.
- Опасное - на силотворческой дороге. Если ехать от Александровки, сначала слева идёт склад готового силотвора, а далее, где курган - сушильня и прочее.
- Курган - срытый вал, срыт ещё до, или вначале войны, т. к. на схеме аэрофотосъёмки времён войны он уже есть.
0 x
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 261
Ну да, отм. +6,4. А вот там, где склад ("ромб") на этой схеме - арт. позиция То, что нашел AndreyG, м.б. уже ее остатками.Osbourne писал(а): Резюмирую:
- Безопасное производство - бывшая фабрика на 1-м озере.
- Опасное - на силотворческой дороге. Если ехать от Александровки, сначала слева идёт склад готового силотвора, а далее, где курган - сушильня и прочее.
- Курган - срытый вал, срыт ещё до, или вначале войны, т. к. на схеме аэрофотосъёмки времён войны он уже есть.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
- краевед эксперт
- Эксперт
- Сообщения: 1738
- Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
- Откуда: СПб, пос. Белоостров
- x 6
Сообщаю некоторые подробности о возобновлении взрывоопасной части з-да "Силотвор" в 1891 г. в части места строительства.AndreyG писал(а):Очень похоже, что на предполагаемом "складе" сделали арт-позицию. Как я написал, было впечатление, что валы подпорчены взрывом или взрывами - очевидно обстреливали.
Из сообщения губернского инженера строительного отделения СПб правления, направленного Уездному исправнику от 2 августа 1891 г.:
..."разрешается ему (Руктешелю) возобновить... после бывшего пожара(взрыва) ...строения для сушилки и для помещения парового котла с сарайчиком с тем, чтобы строения эти были возведены на том же месте, где таковые находились до пожара и, чтобы между сушилкой и помещением котла, был сделан земляной вал высотой на ровне с коньком крыши сушильни. ..."
0 x
краевед эксперт
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 261
Решили c Osbourne исправить этот недочет и еще раз посетить б."силотворческое заведение" в Papinkorpi. Должен отметить, что сама "силотворческая дорога", за исключением мест пересечения с ручьями и нескольких подзаболоченных низинок, достаточно высоко (~ 1м) поднята над уровнем окрестности и почти по всей длине с обеих сторон полностью или частично сохранились дренажные канавы. Похоже, за дорогой следили как минимум до предвоенного времени. Немного похуже выглядит ответвление к б. складу "силотвора" ("ромбу", выявленному AndreyG), но и там присутствуют канавы и заметно возвышение дороги над болотом. Сами валы, образующие "ромб", обильно проросли 20-30 летними елями, под корнями которых вырыто множество нор (лисьих?). Вокруг бродят и аукаются грибники (на гугле хорошо видно, что ближайшее садоводство - метрах в 150 за болотом). А лес - действительно korpi -смешанный, большей частью -еловый, глухой. Такой, каким он, вероятно, и был когда-то.AndreyG писал(а):И я вслед за Osbourne'ом сегодня проехался по "прямой, как стрела, дороге" к "кургану"... Фотоаппарата, к сожалению, не брал.
Вообще-то сперва мы доехали до "кургана", где, между прочим, обнаружили один интересный артефакт...
- Вложения
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
По поводу кирпичика. Произведён на заводе графа Левашова в Дибунах или Песочном.
http://www.road.ru/vsmirnov/p91.htm
http://www.road.ru/vsmirnov/p91.htm
0 x
- краевед эксперт
- Эксперт
- Сообщения: 1738
- Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
- Откуда: СПб, пос. Белоостров
- x 6
papinkorpi
Когда я собирал материалы по разминированию, то в архивных делах нашел эту карту с нанесенной на ней минной обстановкой. У меня есть эта карта. На карте Р-35-144 (Старый Белоостров), изд. 1934 и 1937г.г. показана прямая, как стрела, дорога. Последняя доходит до отметки "плюс 6.4" и продолжения далее НЕ ИМЕЕТ. На карте надпись "Сараи".Буквоед писал(а):О кургане.
Похоже, как не старались разноцветные следопыты, "над курганом ураганом, все сметая,..." война таки не пронеслась . На финских картах 1942 г. его нет (есть лишь некий объект - строение, сооружение). К сожалению не нашел карты Генштаба военного времени Р-35 -144. Может, у кого есть ? А пока остается предположить, что курган послевоенного происхождения. Он есть на всех послевоенных топокартах, на некоторых (вероятно, более ранних)указана его высота - 6м. ... А канавы вокруг него м.б. остатками разобранного для целей социализма фундамента .
М.б. уважаемый краевед-эксперт что-нибудь знает?
Вчера было свободное время и я побывал впервые на з-де "Силотвор" (ранее я ошибочно принял место расположения з-да и имел все сведения только на основании архивного дела). Когда я прибыл на место, имея в руках план з-да, то понял, что в последнем сообщении довел для участников форума неправильную информацию, а именно:
Территория завода обнесена дренажной канавой, имеющее соединение с дорожными канавами, и никогда не имела земляную обваловку (на плане я ошибочно принял канавы за земляные валы).
На территории з-да, для защиты от возможного взрыва, были сооружены только два земляных вала (ныне хорошо сохранился один, имеющий высотную отметку на карте "плюс 6.4"). Второй вал (курган) очевидно срыли финны во время войны 1941-1944 г.г. для соединения "Силотворческой дороги" и Верхне-Выборгского шоссе. Высота земляных валов находилась на уровне коньков крыш зданий. Если стоять на "Силотворческой дороге" лицом к з-ду, то слева-направо на одной прямой находились: Сушильня для Силотвора, земляной вал (курган), здание для парового котла, земляной вал (курган), здание для зерновки и размешивания. (Предполагаю, что я нашел колодец. Он показан на плане з-да и находился рядом с котельной. Его края осыпались внутрь).
Теперь о складе готового Силотвора, который находился внутри земляного вала высотой на уровне конька крыши. Грунт для возведения земляного вала брали тут же. Образовавшаяся выемка была соединена с дренажной канавой. Склад находился на удалении приблизительно 350 метров от з-да и приблизительно 200 метров от "Силотворческой дороги" (см. схему, составленную Андреем).
Андрей в своем сообщении правильно показал на схеме расположение з-да и склада готового Силотвора. К нему ведет заросшая лесом дорога, по сторонам которой, также находятся дренажные канавы. На схеме не показано жилое помещение для заведывающего химика и рабочих, которое находилось с правой стороны от "Силотворческой дороги". (На схеме -между заводом и болотом в 50 метрах от поворота на склад). Это место 20м на 30 м также обнесено дренажной канавой, соединенной с канавой дороги. Хорошо видны камни фундамента. Этот островок хорошо просматривается с дороги.
Когда возвращался домой, то подумал, что в месте расположения завода нужно к дереву прибить фанерку с надписью: "Силотвор 1887г., www.beloostrov.ru", а в начале "Силотворческой дороги" также прибить фанерку с надписью и стрелочкой: "К заводу "Силотвор" 2км"., www.beloostrov.ru. Возможны и другие надписи.
0 x
краевед эксперт
- Aqua$erg
- Хозяин
- Сообщения: 9269
- Зарегистрирован: 08 авг 2006 20:46
- Откуда: СНТ "Полиграфист"
- x 584
- Контактная информация:
Поскольку до сих пор не был на месте и слабо интересовался данным обсуждением, то как-то уделял ему слишком мало внимания (чисто формально). Но поскольку Михаил Алексеевич и все остальные участники обсуждения собрали так много сведений об объекте, и речь уже заходит об установке памятно-информационной таблички, то чую, судьба моя - перечитать всю ветку с пристрастием, дабы серостию своей не опозорить сие памятное место
0 x
- краевед эксперт
- Эксперт
- Сообщения: 1738
- Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
- Откуда: СПб, пос. Белоостров
- x 6
papinkorpi
Сегодня исправил свою оплошность и установил в самом начале Силотворческой дороги табличку-указатель со стрелкой и надписью: "2км. Взрывоопасная часть з-да "Силотвор". Освящена в 1890 г. (статья www.beloostrov.ru)."
Так, что теперь, как в парке, можно будет с уверенностью идти в нужном направлении. Также возможен вариант дойти до взрывоопасной части со стороны Верхне-Выборгского шоссе. Поворот в сторону завода на отметке 42км 100м. Дорога идет вниз около 1км до газовой трассы, а потом еще 1км.
Пройти к Силотвору, со стороны Александровки или Верхне-Выборгского, шоссе , возможно только в болотных сапогах.
Если кто-нибудь пойдет к Силотвору на экскурсию просьба сделать и установить табличку на земляном валу (кургане с высотной отметкой "плюс 6") завода.
Сделал снимок установленной таблички-указателя и попытаюсь выложить на сайте (если получится).
Так, что теперь, как в парке, можно будет с уверенностью идти в нужном направлении. Также возможен вариант дойти до взрывоопасной части со стороны Верхне-Выборгского шоссе. Поворот в сторону завода на отметке 42км 100м. Дорога идет вниз около 1км до газовой трассы, а потом еще 1км.
Пройти к Силотвору, со стороны Александровки или Верхне-Выборгского, шоссе , возможно только в болотных сапогах.
Если кто-нибудь пойдет к Силотвору на экскурсию просьба сделать и установить табличку на земляном валу (кургане с высотной отметкой "плюс 6") завода.
Сделал снимок установленной таблички-указателя и попытаюсь выложить на сайте (если получится).
0 x
краевед эксперт
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 261
Re: papinkorpi
Со стороны Александровки возможно еще на велосипеде, даже инода удобно, опираясь на поставленный в лужу или грязь велик, пробираться по обочинке - лично убедился. Правда, потом долго отмывал и велосипед, и обувь, и штаныкраевед эксперт писал(а):
Пройти к Силотвору, со стороны Александровки или Верхне-Выборгского, шоссе , возможно только в болотных сапогах.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
Re: papinkorpi
Ну, можно и в шлёпках - их намочить не жалко. А опираясь на велосипед - вообще самый удобный способ.краевед эксперт писал(а):Пройти к Силотвору со стороны Александровки или Верхне-Выборгского шоссе возможно только в болотных сапогах.
0 x
- краевед эксперт
- Эксперт
- Сообщения: 1738
- Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
- Откуда: СПб, пос. Белоостров
- x 6
27 августа скончалась старейшая довоенная жительница Белоострова Галина Константиновна Кельвияйнен (1927 г.р.), поделившийся со мной воспоминаниями об истории Белоострова. Эти воспоминания вошли в статьи, размещенные на сайте: "Вокзал которого не было", "Силотвор инженера Руктешеля", "В поисках утерянной кирхи". Также эти воспоминания будут использованы в будущих статьях об истории Белоострова.
0 x
краевед эксперт