Военные аэродромы в Ленинграде и области в годы ВОВ
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 261
Чтобы от летней погоды не закисли извилины, по примеру уважаемого краеведа-эксперта предлагаю небольшую литературно-историческую викторину
В известном романе Н.Чуковского "Балтийское небо", основанном на реальных событиях из фронтовой биографии автора (кино-то наверняка все видели, рекомендую и книгу прочесть!), главный герой майор Лунин прибывает в блокадный Ленинград и едет к месту службы - на аэродром на северной окраине города, в р-не, застроенном дачными домами.
Предлагаю определить, на каком из действовавших тогда в сев. части Ленинграда аэродромов начал службу Лунин - Комендантский, Сосновка, Шувалово, Каменка, Гражданка, Смольное. Служили герои романа в истребительном полку ВВС Балтийского флота.
В известном романе Н.Чуковского "Балтийское небо", основанном на реальных событиях из фронтовой биографии автора (кино-то наверняка все видели, рекомендую и книгу прочесть!), главный герой майор Лунин прибывает в блокадный Ленинград и едет к месту службы - на аэродром на северной окраине города, в р-не, застроенном дачными домами.
Предлагаю определить, на каком из действовавших тогда в сев. части Ленинграда аэродромов начал службу Лунин - Комендантский, Сосновка, Шувалово, Каменка, Гражданка, Смольное. Служили герои романа в истребительном полку ВВС Балтийского флота.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
Скорее всего это аэродром "Гражданка", расположенный как раз в северной части Ленинграда. В годы блокады он являлся главной авиабазой Балтийской ударной авиации. "Дачные дома" - скорее всего деревянные домики Русской Гражданки и Немецкой колонии, расположенные вдоль Гражданской дороги (нынешнего Гражданского пр.). Мемориал погибшим летчикам ВВС БФ и 13-й воздушной армии, базировавшихся на "Гражданке", сейчас расположен на кладбище в поселке Мурино. По одной из версий часть ВВП аэродрома была сделана из надгробных плит с ближайшего немецкого кладбища.
У бывшего кинотеатра "Современник", ныне казино "Гудвин", установлен мемориал в виде многогранного шара, а под ним надпись:"Здесь в 1941 - 1945 годах находился аэродром Гражданка, с которого лётчики Краснознаменной Балтики защищали ленинградское небо".
Комендантский, Смольный в годы войны - это скорее военно-транспортные аэродромы, не имеющие отношения к БФ. "Сосновку" прекрасно знаю с детства, этот аэродром был построен и существовал только во время войны. Здесь базировались сначала истребительные полки, а затем бомбардировочный полк. Также приземлялись и транспортные самолеты.
На аэродромах в Каменке и Шувалово могли базироваться самолеты ВВС БФ. Но, одна незадача. Рядом с Шуваловским аэродромом не было "дач". Его территория располагалась между Шуваловским карьером и Ново-Орловским лесопарком. Какие там дачи?
Иной разговор - Каменка. Согласно финской карте, это крупный аэродром, вблизи которого располагались деревянные домики бывшей немецкой колонии.
У бывшего кинотеатра "Современник", ныне казино "Гудвин", установлен мемориал в виде многогранного шара, а под ним надпись:"Здесь в 1941 - 1945 годах находился аэродром Гражданка, с которого лётчики Краснознаменной Балтики защищали ленинградское небо".
Комендантский, Смольный в годы войны - это скорее военно-транспортные аэродромы, не имеющие отношения к БФ. "Сосновку" прекрасно знаю с детства, этот аэродром был построен и существовал только во время войны. Здесь базировались сначала истребительные полки, а затем бомбардировочный полк. Также приземлялись и транспортные самолеты.
На аэродромах в Каменке и Шувалово могли базироваться самолеты ВВС БФ. Но, одна незадача. Рядом с Шуваловским аэродромом не было "дач". Его территория располагалась между Шуваловским карьером и Ново-Орловским лесопарком. Какие там дачи?
Иной разговор - Каменка. Согласно финской карте, это крупный аэродром, вблизи которого располагались деревянные домики бывшей немецкой колонии.
0 x
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 261
К началу блокады ВВС КБФ базировались на аэродромах Гражданка, Каменка, Приютино, а также на Котлине (АС "Бычье поле"). Был еще АС в Бернгардовке, вот он-то как раз и строился как ложный, и немцы его успешно бомбили...
Напрашивается Каменка - по следующим признакам.
По книге Лунин прибывает в штаб дивизии на Поклонную гору, а оттуда довольно долго едет на машине в эскадрилью - мимо дач и картофельных полей. Аэродром - поляна в еловом лесу, на окраине дачного поселка. Больше похоже на Каменку - в р-не Гражданки леса не было и дачного поселка рядом тоже - сплошные поля.
А вот когда полк возвращается в Ленинград после прорыва блокады и садится на другой аэродром, до которого ходит трамвай. вот это больше похоже на Гражданку.
Впрочем, автор многое обобщил и перемешал, так что выводы эти достаточно приблизительны, и надо еще проверять.
Напрашивается Каменка - по следующим признакам.
По книге Лунин прибывает в штаб дивизии на Поклонную гору, а оттуда довольно долго едет на машине в эскадрилью - мимо дач и картофельных полей. Аэродром - поляна в еловом лесу, на окраине дачного поселка. Больше похоже на Каменку - в р-не Гражданки леса не было и дачного поселка рядом тоже - сплошные поля.
А вот когда полк возвращается в Ленинград после прорыва блокады и садится на другой аэродром, до которого ходит трамвай. вот это больше похоже на Гражданку.
Впрочем, автор многое обобщил и перемешал, так что выводы эти достаточно приблизительны, и надо еще проверять.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
Вообще-то до Гражданки трамвай раньше не ходил. Кольцо трамваев (конечная точка) располагалось у главного здания Политеха. До "Гражданки" довольно далеко. Гораздо ближе - аэродром "Сосновка".
Вообще гадать по художественному произведению и копаться в мозгах у автора - неблагодарный труд. М.б. главный герой отправился служить в Левашово, Горскую или Агалатово.
Вообще гадать по художественному произведению и копаться в мозгах у автора - неблагодарный труд. М.б. главный герой отправился служить в Левашово, Горскую или Агалатово.
Рядом с аэродромом "Гражданка" как раз был лес, он есть и сейчас. В этом лесу по одной из версий сожгли тело Распутина. Между пр. Непокоренных и ул. Верности. Там находился бомбосклад аэродрома. А "дачи" - это м.б. домики Русской Гражданки, которая здесь существовала аж с 18 века. Если ехать с Поклонки до аэродрома "Гражданка", то путь проходит как раз мимо совхозных полей. Да и сам аэродром располагался на месте опытного поля совхоза "Ручьи".Буквоед писал(а): Больше похоже на Каменку - в р-не Гражданки леса не было и дачного поселка рядом тоже - сплошные поля.
0 x
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 261
В принципе, "Гражданка" тоже подходит. Про лесопарк на Бутлерова я забыл .
А то, что от кольца трамваев до аэродрома было далековато - это правда. Будете смеяться, но я это знаю с раннего детства, когда меня родители таскали как раз на те самые поля, где года до 51-52 были нарезанные горожанам еще в блокаду огороды. Мешки с картошкой (а урожаи, похоже, были хорошие) перетаскивали на себе к трамвайному кольцу в несколько приемов. В памяти сохранились поля (вот леса не запомнил ) и кружащие вблизи самолеты (поршневые; реактивные увидел только года через 2 - над Красным Селом).
Возвращаясь к теме: и "Гражданка", и "Каменка", и "Приютино" начали строиться уже в ходе войны, когда ВВС КБФ потеряли все свои АС АС.
Аэродром "Гражданка" т.о. был изначально флотским. Правда осенью 41 г. первым его осваивал 57шап ввс кбф. А герои "Балтийского неба" -вернее их реальные прототипы служили в 5 иап (позднее - 3 гв. иап), а он вроде бы на "Гражданку" не базировался. Так что тут "не сходится" .
Так, Лунин едет в штаб дивизии из центра города на трамвае №9 в сторону Политехнического ("Гражданка", да?), сходит где-то после Лесного и ...попадает на Поклонную гору . Кстати, в 41 г. и дивизий в ВВС КБФ не было, были бригады. Зато цензура была и на худ.литературу
ЗЫ. Аэродром "Сосновка" тоже был "зеленым". Его, между прочим, немцы так и не обнаружили.
А то, что от кольца трамваев до аэродрома было далековато - это правда. Будете смеяться, но я это знаю с раннего детства, когда меня родители таскали как раз на те самые поля, где года до 51-52 были нарезанные горожанам еще в блокаду огороды. Мешки с картошкой (а урожаи, похоже, были хорошие) перетаскивали на себе к трамвайному кольцу в несколько приемов. В памяти сохранились поля (вот леса не запомнил ) и кружащие вблизи самолеты (поршневые; реактивные увидел только года через 2 - над Красным Селом).
Возвращаясь к теме: и "Гражданка", и "Каменка", и "Приютино" начали строиться уже в ходе войны, когда ВВС КБФ потеряли все свои АС АС.
Аэродром "Гражданка" т.о. был изначально флотским. Правда осенью 41 г. первым его осваивал 57шап ввс кбф. А герои "Балтийского неба" -вернее их реальные прототипы служили в 5 иап (позднее - 3 гв. иап), а он вроде бы на "Гражданку" не базировался. Так что тут "не сходится" .
Эти аэродромы были "зеленые", а не флотские.raevsku писал(а):М.б. главный герой отправился служить в Левашово, Горскую или Агалатово.
Думаю, действительно, копаться в замыслах автора - дело безыдейное, хотя Чуковский писал именно о том, что видел и в чем участвовал. Однако -вольно, или подневольно - путал картину.raevsku писал(а):Гораздо ближе - аэродром "Сосновка".
Вообще гадать по художественному произведению и копаться в мозгах у автора - неблагодарный труд.
Так, Лунин едет в штаб дивизии из центра города на трамвае №9 в сторону Политехнического ("Гражданка", да?), сходит где-то после Лесного и ...попадает на Поклонную гору . Кстати, в 41 г. и дивизий в ВВС КБФ не было, были бригады. Зато цензура была и на худ.литературу
ЗЫ. Аэродром "Сосновка" тоже был "зеленым". Его, между прочим, немцы так и не обнаружили.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 261
Еще один аэродром, как утверждают, чуть было не соорудили в блокаду на Дворцовой площади. Подробнее изложено на http://www.mk-piter.ru/2007/04/11/021/
Отсюда, увы, и перекочевала приведенная выше информация :
Хотя, насколько я знаю от местных жителей, бомбардировок этого р-на действительно не было, да и в послевоенной Сосновке не помню воронок.
Отсюда, увы, и перекочевала приведенная выше информация :
Точнее, как сказано в статье, "...так ничего не узнали". Немцы-то м.б. и не узнали, но на финской карте 43 г. аэродром обозначен.Буквоед писал(а): Аэродром "Сосновка" ... Его, между прочим, немцы так и не обнаружили.
Хотя, насколько я знаю от местных жителей, бомбардировок этого р-на действительно не было, да и в послевоенной Сосновке не помню воронок.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
Это ошибочное мнение, что "не обнаружили". А воронки можно встретить и сейчас в нижней части Сосновки. Как впрочем, остатки земляных сооружений и противотанкового рва. Кстати, ж/д ветка, показанная в верхней части карты, была проложена в Сосновке к т.н. "Стандарту" во время войны. Основная ветка заходила на территорию Академии Связи и имела ответвление к Хим. корпусу Политеха, проходила вдоль бывшего аэродрома "Гражданка" по улице Верности через выше упоминаемый лес, пересекая Гражданский пр., на котором до недавнего времени оставался переезд. Вы дожны помнить эту ж/д.Буквоед писал(а):Еще один аэродром, как утверждают, чуть было не соорудили в блокаду на Дворцовой площади. Подробнее изложено на http://www.mk-piter.ru/2007/04/11/021/
Отсюда, увы, и перекочевала приведенная выше информация :Точнее, как сказано в статье, "...так ничего не узнали". Немцы-то м.б. и не узнали, но на финской карте 43 г. аэродром обозначен.Буквоед писал(а): Аэродром "Сосновка" ... Его, между прочим, немцы так и не обнаружили.
Хотя, насколько я знаю от местных жителей, бомбардировок этого р-на действительно не было, да и в послевоенной Сосновке не помню воронок.
До недавнего времени рядом со стрельбищем в Сосновке на бывшей Ольгинской улице был ЖБОТ. Сейчас уничтожен, на его месте стоит гараж, а рядом валяется полукруглая секторная плита от этого ЖБОТа.
Здесь многое можно рассказать, но, как мне кажется, мы выходим за рамки обсуждений форума.
Может он едет на трамвае №20, кольцо которого долгое время располагалось напротив Шуваловского кладбища. Сходит после Лесного, на Поклонке. Тогда все путем!Буквоед писал(а):Так, Лунин едет в штаб дивизии из центра города на трамвае №9 в сторону Политехнического ("Гражданка", да?), сходит где-то после Лесного и ...попадает на Поклонную гору .
0 x
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 261
Что это за "Стандарт"? Пытался перевести с финского, получилось что-то вроде "перевалочный пункт" (да и по карте похоже), а причем здесь Стандарт?raevsku писал(а): Кстати, ж/д ветка, показанная в верхней части карты, была проложена в Сосновке к т.н. "Стандарту" во время войны... Вы дожны помнить эту ж/д...
А этот ЖБОТ хорошо помню, но что он исчез, не зналraevsku писал(а): До недавнего времени рядом со стрельбищем в Сосновке на бывшей Ольгинской улице был ЖБОТ.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
Переводить ничего не надо. Название "Стандарт" Вы встретите не только на этой карте, но и на послевоенных картах Ленинграда. Появилось оно видимо по названию стандартных финских домиков, которыми первоначально была застроена территория между Старо-Парголовским пр. (ныне пр. Мориса-Тореза) и Ольгинской улицей. Сейчас там расположен мототрек и квартал немецких домов, построенный военнопленными, которые жили в казармах (на финской карте "kasrmi"). Там же было и кладбище умерших военнопленных. Сейчас на месте кладбища достраивают многоэтажный дом. К югу от ж/д ветки скорее всего показаны военные склады бывшего аэродрома "Сосновка". Сейчас на их месте гаражи.Буквоед писал(а):Что это за "Стандарт"? Пытался перевести с финского, получилось что-то вроде "перевалочный пункт" (да и по карте похоже), а причем здесь Стандарт?
0 x
Между карьером и дор. к заводу В.Я. Климова ни хрена не осталось. Если обследовать, то противоположный край бывшего аэродрома. Чем черт не шутит, м.б. там остались рельсы бывшей ж/д ветки к аэродрому, показанные на финской карте.Буквоед писал(а):Ну и славненько ! Вот до конца лета запланировал навестить еще раз остатки аэродрома в Озерках. М.б. что-то по краям еще осталось
0 x
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 261
Вот и я говорю ...raevsku писал(а):Между карьером и дор. к заводу В.Я. Климова ни хрена не осталось. Если обследовать, то противоположный край бывшего аэродрома. Чем черт не шутит, м.б. там остались рельсы бывшей ж/д ветки к аэродрому, показанные на финской карте.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 261
Вот на этой карте присутстуют и ВПП, и 4 рулежки! А слева от летного поля - все -таки болота, в т.ч. и неосушенные, и целая система дренажных канав. Вот справа действительно лишь одно небольшое болотце. В общем, думаю, строить было не очень легко. Но , как мы знаем, не былотаких крепостей, которые не брали большевики
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
Нет, однако! Узкоколейка огибает представленную территорию с востока и юга , а начинается немного южнее ж/д станции Яппиля.
Немного поправлюсь. Узкоколейка, которую разобрали еще финны до войны - может и так! На финских картах присутствует какая-то трасса, соединяющаяся с ж/д на Приморск севернее ст. Яппиля.
Немного поправлюсь. Узкоколейка, которую разобрали еще финны до войны - может и так! На финских картах присутствует какая-то трасса, соединяющаяся с ж/д на Приморск севернее ст. Яппиля.
0 x
Я почему и спросил. Там были две ж/д ветки: первую построили финны в 1917 году и разобрали в 1919-м. Вторую строили наши одновременно с аэродромом и она шла в полукилометре южнее старой. Это если верить Балашову. Более точной информации я не нашёл. Судя по картам, этот пунктир более всего походит на финскую ж/д.
Кстати, может первая и была узкоколейкой, то наша строилась для маневрирования 180-мм дальнобойных артиллерийских орудий, размещенных на железнодорожных транспортерах и скорее была ширококолейной. Вот тут есть рассказ с фотографиями о посещении этого места.
Кстати, может первая и была узкоколейкой, то наша строилась для маневрирования 180-мм дальнобойных артиллерийских орудий, размещенных на железнодорожных транспортерах и скорее была ширококолейной. Вот тут есть рассказ с фотографиями о посещении этого места.
Последний раз редактировалось Osbourne 17 июл 2009 01:23, всего редактировалось 1 раз.
0 x
Да, были две узкоколейки. Одна из них - финская, и похоже, ее трасса указана на двухсотметровке 1930г. Она повторяет путь просеки, о которой Вы говорите. А другая - уже советская, также разобранная. Я раньше рядом с ней грибки собирал. В начале пути она проходила ближе к асфальтированной дороге на пионерлагерь Зеркальный, пересекая ее вблизи ж/д Яппиля.
P.S. Как выяснилось, г. Балашов передирает в свои книги статьи нашего Краеведа Эксперта М. Логунцова.
P.S. Как выяснилось, г. Балашов передирает в свои книги статьи нашего Краеведа Эксперта М. Логунцова.
0 x
М.б. "наша" ж/д была с нормальной колеей. Но все грибники называли ее именно "узкоколейкой".Osbourne писал(а):Кстати, может первая и была узкоколейкой, то наша строилась для маневрирования 180-мм дальнобойных артиллерийских орудий, размещенных на железнодорожных транспортерах и скорее была ширококолейной.
Прочитал рассказ по ссылке. Сейчас все здорово изменилось. Даже рельсы новые. А я еще помню полотно с финскими маленькими рельсами, похожими по размеру на наши Р-33. Дизель от Зеленогорска до Выборга по ентой ветке проходил потихоньку, часов эдак за 5, а то и больше. Из поезда можно было видеть растущие грибы.
А дорога, пересекающая ж/д, представленная на фото, ведет к Средне-Выборгскому шоссе. До него - 18 км. Несколько раз продирались в начале 90-х по ней на Жигулях. Полная задница. Сейчас, похоже, дорога накатана автотранспортом. Скорее всего, рядом - садоводства.
0 x
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 261
На 2й стр. этой темы в посте про аэродром в Сумске
ЗЫ. 27 июня полетели уже с прикрытием ИА. И потеряли еще один СБ - над своей территорией в р-не Кексгольма - сбитый то ли зенитками, то ли истребителями сопровождения.
Должен извиниться и уточнить: из Сумска 25 июня 1941 г. летали бомбить не Хельсинки, а аэродром близ Хейнола, которого на самом деле не было (разведка, как говорится, "доложила точно":evil: )и за отсутствием такового бомбы сбросили на запасную цель - собственно г. Хейнола. В налете участвовали 18 самолетов СБ, без сопровождения истребителей. В итоге 6 машин было потеряно.Буквоед писал(а):Оказывается, бомбить Хельсинки наши летали в т.ч. и из Сумска.
ЗЫ. 27 июня полетели уже с прикрытием ИА. И потеряли еще один СБ - над своей территорией в р-не Кексгольма - сбитый то ли зенитками, то ли истребителями сопровождения.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое