Забытая кирха в Белоострове

исторические материалы: все, что было до последних десятилетий, кроме военно-исторической тематики
Ответить
Аватара пользователя
Aqua$erg
Хозяин
Сообщения: 8740
Зарегистрирован: 08 авг 2006 20:46
Откуда: СНТ "Полиграфист"
x 389
Контактная информация:

Сообщение Aqua$erg » 14 май 2009 20:33

Кстати, уважаемый М.Браудзе с inkeri.ru прислал скан фотографии пасторского дома. Уверяет, что это дом именно того самого пастора - лютеранского прихода Валкеасаари. Фото взято из финской книги "Junalla Pietarista Kivennavalle", в пояснениях написано Pappilan rakennus vuonna 1912 (Пасторат построен в 1912 году). Вот тут я что-то засумлевался... При чём тут постройка пастората, коль скоро дом пастора отмечен на картах ещё в 19-м веке? А уж сама кирха ведёт свой отсчёт с более древних времён...

Но на всякий случай - выкладываю присланное фото (а может, кто признает в нём дом Белоостровского пастора!)
Вложения
pastorin_house.jpg
Вот такая непонятка
0 x

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 2

забытая кирха белоострова

Сообщение краевед эксперт » 14 май 2009 20:58

Aqua$erg писал(а): (Пасторат построен в 1912 году). Вот тут я что-то засумлевался... При чём тут постройка пастората, коль скоро дом пастора отмечен на картах ещё в 19-м веке? А уж сама кирха ведёт свой отсчёт с более древних времён...
Ответ простой. Дом пастора был деревянным и поэтому приходил от времени к рзрушению. Сколько всего было построено домов пастора с момента образования прихода Валкеасаари я сказать пока не могу.
Для справок сообщаю, что каменный дом священника Кайдановской церкви при бумажных фабриках в Александровке был построен в 1838 году и, если бы не известные обстоятельства, то стоял и поныне.
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 4943
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 147

Сообщение raevsku » 14 май 2009 22:10

"Пасторат построен в 1912 году". Читай - "новый дом пастора построен в 1912г." Такие неточности приводят к искажению истории, столкнулся с этим в описаниях совсем недавних событий.
0 x

Аватара пользователя
DELTA
Садовод
Сообщения: 499
Зарегистрирован: 31 июл 2007 20:46
Откуда: СНТ "УГАИ"
x 34

Сообщение DELTA » 17 май 2009 23:47

Доброго времени суток!)))))
Я тут недавно встретился по дороге на Витриярви с местным краеведом из СНТ НИАИ
Координаты:
Звать - Вячеслав владимирович.
т. 89213394857.
Говорил что много знает про лютеранское кладбище, про надолбы в лесу, и (самое интересное) - про финскую мельницу рядом с озерцом где - то по дороге к броду реки Сестры в районе К. Каллелово.
Хотелось бы вас познакомить с ним=))
П.С. Его жена из Терийоки и всю жизнь прожила в садоводстве и знает "Всё".
0 x
Старый Белоостров ВКонтакте https://vk.com/oldbeloostrov

Аватара пользователя
AndreyG
Садовод
Сообщения: 486
Зарегистрирован: 11 фев 2007 02:09
Откуда: Старый Белоостров, ВМА / Здоровье-1
x 1
Контактная информация:

Сообщение AndreyG » 22 май 2009 09:05

Aqua$erg писал(а):Pappilan rakennus vuonna 1912
Правильный перевод - "здание в усадьбе священника в 1912 году". Фото 1912 года, а про строительство в 1912 там не сказано.
0 x

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 5957
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 575

Сообщение Osbourne » 23 май 2009 01:29

Говоря по-русски - "Дом пастора. Фото 1912 года". :)
0 x

ВЯЧЕСЛАВ
Прохожий
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 11 авг 2009 18:19
Откуда: Старый Белоостров СНТ "Выборжец"

Сообщение ВЯЧЕСЛАВ » 11 авг 2009 20:44

---------------------------------------------------------------------------

После этого нервного визита к кирхе мы с Буквоедом посетили кладбищенскую гору рядом с кирхой. Позже к нам присоединился DELTA. Исходили всю гору вдоль и поперёк, и нашли, что кладбище основательно перекопано, но кроме свежевырытых ямок нет ничего, что указывало бы на присутствие тут захоронений, хотя всё это было здесь ещё 70 лет назад. Ни могильных холмиков, ни крестов - ничего. Возможно, холмиков нет по причине разницы в оформлении захоронений у православных и лютеран. Может быть, лютеране заравнивали место погребения, выставляя лишь мемориальную плиту. Нашли одну единственную такую плиту (Логунцов писал, что тоже нашёл всего одну, может, это и не та плита, но других нет), полностью поросшую мхом. Очищать от мха не было смысла, ибо по краям плиты было видно, что она изготовлена из песчаника или известняка, и даже если была какая-то надпись, то она была полностью изъедена временем и природой.
Буквоед сфотографировал плиту, так что ждём его фотографий и дополнений к моему посту.
------------------------------------------------------------------------------------Здравствуйте. Знаю эти места более 40 лет. Все окрестности облазал еще в детстве,т.е можно сказать знаю каждый камушек. На кладбище сохранились гранитные надгробия со сломанными крестами и кованная ограда,острия которой чуть торчат из под корней дерева. А чего стоит один только огромный гранитный куб ??!! В общем, вы много чего не нашли. По поводу кирхи: при разработке участков в 50-х годах там находили много интересного( лично участники(уже покойные) рассказывали)). Теперь по поводу дома Пастора: Много лет на поляне ,рядом с березовой рощей стоял фундамент,по размерам и форме похожий на дом Пастора с фотографии,метрах в 100 от кирхи. теперь ни поляны,ни рощи нету- в середине 80-х СНТ "Выборжец" получил там дополнительные участки. Фундамент дома Пастора очень подошел для дома рабочего завода " Красный Выборжец". Теперь на этом месте стоит дом .Кстати, на лютеранском кладбище надгробия такие же,как на нижнем( по стар. белоостровской дороге). Также знаю,где фундаменты таможенного и почтового домов(в детстве находил там форменные медные пуговицы с орлом), кузни,мельницы,плотины на Пасторском ручье,взорванной,видимо во время войны и т.д.[/quote]
0 x
Местный

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 6984
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 190

Сообщение Буквоед » 11 авг 2009 23:09

ВЯЧЕСЛАВ писал(а):А чего стоит один только огромный гранитный куб ??!! В общем, вы много чего не нашли.
Уважаемый ВЯЧЕСЛАВ! Прежде всего - спасибо за новую информацию!
А эту тему Вы читали?
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 5957
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 575

Сообщение Osbourne » 12 авг 2009 03:48

ВЯЧЕСЛАВ писал(а):Здравствуйте. Знаю эти места более 40 лет.
Здравствуйте, ВЯЧЕСЛАВ! Рад приветствовать Вас, жаль что не заходили раньше. Свидетельства 40-летней давности ценнее иной современной фотографии какого-нибудь фундамента.

Дом пастора был севернее кирхи, т. е. не на застроенной позже поляне.

Очень интересны подробности про таможню и почту. Сохранилось ли у Вас что-нибудь из находок?
0 x

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 2

забытая кирха в Белоострове

Сообщение краевед эксперт » 29 дек 2009 17:06

20 декабря с.г. в Центральной библиотеке Сестрорецка я сделал сообщение об истории Белоостровской кирхи и, упомянул о том, что в Белоострове на местах расположения фундаментов православных святынь мною были установлены памятные кресты, также я сообщил, что, к сожалению, в месте расположения фундамента кирхи это сделать невозможно по целому ряду серьезных причин. После выступления ко мне обратилась представительница общества Инкери Лиитто в Сестрорецке Екатерина Алексеевна Заика и предложила выйти с ходатайством от имени общества к адмистрации Всеволожского р-на об установке памятного знака на финском кладбище, а также приведения его в порядок. Она сообщила, что во Всеволожском р-не проживает много ингерманландцев и поэтому это общество имеет большое влияние на его руководителей.
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 6984
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 190

Сообщение Буквоед » 29 дек 2009 19:34

2 краевед-эксперт
Интересно, а до Вашего сообщения эти всеволожские ингерманландцы знали о существовании и состоянии этого кладбища?
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 2

Сообщение краевед эксперт » 29 дек 2009 20:43

Буквоед писал(а):2 краевед-эксперт
Интересно, а до Вашего сообщения эти всеволожские ингерманландцы знали о существовании и состоянии этого кладбища?
Могу предположить, с большой достоверностью, что об этом знало очень ограниченное число лиц и предпочитало молчать. Только сейчас инргерманландцам можно осторожно об этом говорить в России, не боясь получить "10 лет без права переписки (рассстрел)".
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 6984
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 190

Сообщение Буквоед » 29 дек 2009 21:48

С другой стороны, ещё 3 мая здесь
Aqua$erg писал(а): их тревожат ... финны, приезжающие целыми автобусами и предлагающие выкупить их участки
Речь, правда, шла конкретно о кирхе. Но вряд ли знающие о кирхе не знают о кладбище. В любом случае, ангел им навстречу, у них более, чем у кого-либо, оснований для выхода на местные власти.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 6984
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 190

Сообщение Буквоед » 28 ноя 2010 19:29

В Списке населенных мест Всеволожского района по состоянию на 1896 год есть, в частности, такая информация: "... 2 лютеранские кирки при деревне Белоостров".
Очевидно, речь идёт о новой кирхе, к тому времени уже построенной и освящённой (29 июня 1894 г.), и ещё сохраняющейся старой. Расположены они были, как следует из статьи М.А.Логунцова, в 100 саженях (более 200м) друг от друга. Где находилась новая кирха, известно (кстати, по-моему, на Викимапии место указано неверно).
А вот где была старая?
Вложения
кирха 2.jpg
Вероятно, где-то ~ в этом радиусе?
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 5957
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 575

Сообщение Osbourne » 29 ноя 2010 08:27

Буквоед писал(а):Где находилась новая кирха, известно (кстати, по-моему, на Викимапии место указано неверно).
Ну да, вроде как, метров на 110 северо-восточнее. Может, в этом месте как раз старая была? Место подходящее - на мыску, сразу напротив кладбища.. :roll: Да и вряд-ли она была ещё дальше от шоссе.
Вложения
Викикирха.JPG
0 x

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 5957
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 575

Сообщение Osbourne » 09 янв 2011 02:42

Уважаемый alexsvar на своём форуме выложил крупный и качественный фрагмент вот этой карты 1889 года: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... msg_109091. Хорошо видно кирху и окрестности. Я попробовал наложить на Гугль. Сильно не бейте, первый раз накладывал. Изображение

Кирха, надо полагать, новая, место совпадает. Построена, как известно, в 1894 году. Выходит, карта не 1889-го?

Что касается местоположения старой кирхи, то из карты 1860 года ясно, что она была там, где кладбище - на горке через овраг от новой. Это и логично - кирха, а за ней - кладбище. Кстати, дом пастора относительно старой кирхи на нескольких картах показан позади неё на северо-восток, т. е. вовсе не на поляне у шоссе, застроенной в середине 1980-х, как предполагали выше.
Вложения
Кирха.rar
Распаковать архив и кликнуть файл Кирха.kmz. Открывается в Google Earth.
(104.42 КБ) 128 скачиваний
1860.jpg
Старая кирха.
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 6984
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 190

Сообщение Буквоед » 09 янв 2011 12:14

Osbourne писал(а):Уважаемый alexsvar на своём форуме выложил крупный и качественный фрагмент вот этой карты 1889 года
Сомневаюсь, что это одна и та же карта. М.б. основа - одна и та же, но вариантность налицо. Первое, что бросается в глаза на карте alexsvar, это подпись "Вол.пр.", т.е. волостное правление, которой нет на карте 1889 г. с нашего сайта. Дорога на Камешки, Каллелово изображена иначе, с "более высоким статусом". Да и кирх (крестиков) на нашей карте что-то не видно (или качество не позволяет :( ).
Osbourne писал(а):Кирха, надо полагать, новая, место совпадает. Построена, как известно, в 1894 году. Выходит, карта не 1889-го?
Кирха новая. И, кстати, показаны обе кирхи (старая, правда, пропечаталась похуже).
Исходя из сказанного выше, новая карта действительно более поздняя. М.б. уважаемый alexsvar подскажет год её издания? :wink:
Osbourne писал(а):Что касается местоположения старой кирхи, то из карты 1860 года ясно, что она была там, где кладбище - на горке через овраг от новой. Это и логично - кирха, а за ней - кладбище.
Это действительно логично и, кроме того, укладывается в упомянутый выше радиус в 100 саженей :D
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

alexsvar
Садовод
Сообщения: 368
Зарегистрирован: 20 дек 2008 23:25
x 3

Сообщение alexsvar » 09 янв 2011 18:39

Карта выпуска 1926 года, но состояние местности может быть на любой предшествующий год, данных нет. Но скорее всего тоже на 1926, хотя может быть и конец 19 века.
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 6984
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 190

Сообщение Буквоед » 09 янв 2011 19:13

alexsvar писал(а):Карта выпуска 1926 года, но состояние местности может быть на любой предшествующий год, данных нет. Но скорее всего тоже на 1926, хотя может быть и конец 19 века.
1926 -го 8O Это ещё интересней. Данные-то на карте скорее всего дореволюционные. А кто издатель, если не секрет?
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

alexsvar
Садовод
Сообщения: 368
Зарегистрирован: 20 дек 2008 23:25
x 3

Сообщение alexsvar » 09 янв 2011 19:35

Буквоед писал(а):Данные-то на карте скорее всего дореволюционные.
Не все так просто.
Буквоед писал(а):А кто издатель, если не секрет?
Картографический отдел корпуса военных топографов. Москва. Варварка, 26.
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 6984
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 190

Сообщение Буквоед » 09 янв 2011 20:09

alexsvar писал(а):
Буквоед писал(а):А кто издатель, если не секрет?
Картографический отдел корпуса военных топографов. Москва. Варварка, 26.
Какой корпус военных топографов: ещё царский, или уже РККА? Или по-другому :wink: : какой год издания карты?
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

alexsvar
Садовод
Сообщения: 368
Зарегистрирован: 20 дек 2008 23:25
x 3

Сообщение alexsvar » 09 янв 2011 20:32

Буквоед писал(а):
Картографический отдел корпуса военных топографов. Москва. Варварка, 26.
Какой корпус военных топографов: ещё царский, или уже РККА? Или по-другому :wink: : какой год издания карты?[/quote]

Одна тысяча девятьсот двадцать шестой.
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 6984
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 190

Сообщение Буквоед » 09 янв 2011 20:36

alexsvar писал(а):Одна тысяча девятьсот двадцать шестой.
В 1926 г. корпуса военных топографов не было :(
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

alexsvar
Садовод
Сообщения: 368
Зарегистрирован: 20 дек 2008 23:25
x 3

Сообщение alexsvar » 09 янв 2011 20:48

"Не все так просто. " (с)
0 x

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 5957
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 575

Сообщение Osbourne » 10 янв 2011 00:49

Буквоед писал(а):Сомневаюсь, что это одна и та же карта. М. б. основа - одна и та же, но вариантность налицо.
alexsvar писал(а):Одна тысяча девятьсот двадцать шестой.
Тогда противоречий нет - наша карта действительно м. б. 1889 года.

Кстати, пытаясь найти хоть какую-то информацию по новой карте в интернете, обнаружил несколько подобных изданий - составлено в конце 19 века, исправлено и издано в 1920-х. Но это были карты Крыма и Сибири.. Изображение
Последний раз редактировалось Osbourne 10 янв 2011 06:08, всего редактировалось 1 раз.
0 x

Ответить