краевед эксперт писал(а):
В книге канд. искусст. наук В.Б. Мининой (из Москвы) «Николай Томский» М. Искусство 1980г.. Тираж 25 000 экз.
В книге сказано, что все 5 рельефов на фризах здания выполнены скульптором Н.Томским. На самом деле рельеф (горельеф т.е. глубокий рельеф!) «Социалистическое соревнование», названный В. Мининой, как "неглубокий", выполнен скульптором Михаилом Бабуриным.
Маленькая подробность в названиях темы рельефа Бабурина:
1. По Мининой в 1980г. -"Социалистическое соревнование".
2. По Бабурину (записано Бабуриным собственноручно в 1952г.) -"Социалистическое соревнование. Передача знамени".
3. По Е.В. Шмигельской в 1964г. (искусствовед) -"Вручение знамени передовикам социалистического соревнования".
4. Источник без автора -"Победители социалистического соревнования".
Однажды, я рассказал собеседнику о пяти рельефах на фризах здания белоостровского вокзал и перечислил их названия (фотографий в тот момент у меня не было) и, в том числе "Социалистическое соревнование".
Последний, в части названий, задал один интересный вопрос: "А как же скульптор изобразил тему рельефа "Социалистическое соревнование ?"
Предлагаю форумчанам на такой интересный вопрос дать свои предложения по изображению этой темы.
Последний раз редактировалось краевед эксперт 22 янв 2014 15:08, всего редактировалось 7 раз.
Интересный ракурс.
У меня всегда возникал вопрос о конструкции фундамента пограничной будки. Там же крутой откос и будка должна постоянно отклоняться в сторону откоса. На фото видно, что она стояла на деревянных столбах и, время от времени, выправляли с помощью двух подкосов.
У финнов будка стояла на ровном месте и не падала.
Очень интересное письмо получил сегодня от некоего Андрея:
Уважаемые друзья!
Хочу исправить историческую неточность в сведениях об архитекторе довоенного вокзала в Белоострове.
Архитектор вокзала- Воробьев Андрей Степанович, мой дед.
У меня есть материалы,подтверждающие это - памятный альбом строительства вокзала с фотографиями этапов стройки и снимками самого архитектора.
В настоящее время я и сам провожу лето в Белоострове - у нас там участок в садоводстве Заря-4.
Весьма интересно! А что скажет ув. краевед эксперт
краевед эксперт писал(а):
Буквоед писал(а):А как было имя-отчество строителя вокзала А.Воробьёва?
Арх. Воробьев Александр Иванович (1897-1981) д. Путятино Яросл. обл.
В любом случае, Сергей, есть ли у адресанта желание поддерживать дальнейшие контакты? Думаю, объяснять важность этого сообщения излишне. И время терять не стоит.
Буквоед писал(а):есть ли у адресанта желание поддерживать дальнейшие контакты? Думаю, объяснять важность этого сообщения излишне. И время терять не стоит.
Отписал Андрею с благодарностями, выражением чрезвычайной заинтересованности и приглашением вступить в наши дружные ряды и присоединиться к обсуждению и наполнению темы.
Андрей молодец! Оперативно написал ответ и прислал пару сканов:
Уважаемые друзья!
Высылаю вырезку из газеты от 1934 года об открытии вокзала в Белоострове, а также титульный лист памятного альбома чертежей, посвященного
строительству вокзала. В альбоме и в газете указан автор проекта -архитектор Воробьев А.С..
В газетной вырезке есть ссылка на строительный отдел Окт. жел. дороги, где до войны работал мой дед Воробьев Андрей Степанович. Дед ушел добровольцем в 1941 году и пропал без вести в том же году...
Если сведения представляют интерес - я еще покопаюсь в семейных архивах.
Полагаю, ни у кого нет никаких сомнений в том, что "ИНТЕРЕС ЕСТЬ"
Ещё бы не было интереса!
Получается, что до сих пор мы читали совсем о другом архитекторе Воробьёве....
В заметке (из какой газеты? по набору похоже на "Ленинградскую правду") упоминаются все скульпторы и художники.
А что за статуя предполагалась перед вокзалом?
В общем, вопросы и вопросы...
Буквоед писал(а):А что за статуя предполагалась перед вокзалом?
Это похоже фото макета, на нём и надпись на фронтоне малого фасада, и ступеньки, и, вроде, сквер справа.
Буквоед писал(а):Получается, что до сих пор мы читали совсем о другом архитекторе Воробьёве
Из статьи Логунцова: Как явствует из «Личного листка члена Союза Архитекторов СССР» с 1935 года архитектора Александра Ивановича Воробьева (27.11.1897-25.02.1981), проектировавшего этот вокзал, в указанный период он не занимался строительством какого-либо вокзала.
Покопался в семейном архиве и высылаю новые материалы по вокзалу в Белоострове.
На изображении 001 приведена обложка памятного альбома в честь открытия нового вокзала 1934 года.(видна дарственная надпись автору-архитектору Воробьеву Андрею Степановичу).
На изображении 011 - фото банкета в честь открытия вокзала в зале ресторана на вокзале ( мой дед Воробьев А.С. сидит с левой стороны стола , 2-ой от угла стола).
На изображении 010 Воробьев А.С. стоит на лестнице.
Сделал сканы барельефов и фресок в интерьере вокзала; по-моему автор барельефов - Томский (могу ошибаться), а вот кто автор фресок - не знаю...
Высылаю вырезку из газеты "Ленинградская Правда" со статьей Веры Инбер - изображения 012 и 013. В статье также упоминается мой дед - архитектор Воробьев Андрей Степанович.
Кстати в книге И.Г.Явейна "Архитектура железнодорожных вокзалов" изд-всесоюзной академии архитектуры 1938 года на стр.270-273 помещены фотографии вокзала 1934 года и указаны данные об архитекторе Воробьеве А.
P.S. Зарегистрировался на форуме под именем "Андрей Леонидович", так что готов к общению.
Посмотрел только сейчас информацию на форуме об архитекторе Воробьеве А.С.
Вот , что такое интернет.
С одной стороны это помойка, с другой - источник обмена информацией между случайными посетителями сайта.
С самого начала сбора информации по вокзалу в Белоострове постр. 1934г. и, до сегодняшнего дня, у меня не было твердых документальных доказательств, что именно арх. Воробьев А (Александр Иванович) был арх. вокзала.
Сейчас, после представленных фото фасадов здания вокзала и др. информации по проекту, строительству и др., могу сказать, что это большой подарок для истории Белоострова.
Шикарные материалы! Огромное спасибо Андрею Леонидовичу!
И правильно Хозяин поступил, что закопирайтил сразу же.
2 краевед эксперт
Неужели вы только сегодня заглянули в тему о вокзале?
краевед эксперт писал(а):Вот , что такое интернет.
С одной стороны это помойка, с другой - источник обмена информацией между случайными посетителями сайта.
Насчёт помойки - это уже давно не новость.
Насчёт обмена информацией - я бы сказал, что это обмен между заинтересованными участниками.
Буквоед писал(а):Весьма интересно! А что скажет ув. краевед эксперт
краевед эксперт писал(а):
Буквоед писал(а):А как было имя-отчество строителя вокзала А.Воробьёва?
Арх. Воробьев Александр Иванович (1897-1981) д. Путятино Яросл. обл.
В любом случае, Сергей, есть ли у адресанта желание поддерживать дальнейшие контакты? Думаю, объяснять важность этого сообщения излишне. И время терять не стоит.
Это просто замечательно, что нашелся такой человек, инженер-конструктор и белоостровец Андрей Леонидович который обнаружил, что архитектором вокзала являлся его дед Воробьев Андрей Степанович.
По поводу газетной статьи о торжественном открытии вокзала в Белоострове "Ленинградский день".
В статье допущены две неточности. Главный инженер В.А. Пуцикко и проф. Киплинг.
По документам, найденными в архивах, правильно В.А. (Владимир Александрович) Пуцилло и Киплик (Дмитрий Иосифович)
В книге Явейна "Архитектура ж.д. вокзалов" помещены известные фото фасадов вокзала с надписью арх. А. Ворообьев. Об архитекторе не сказано ничего.
краевед эксперт писал(а):Это просто замечательно, что нашелся такой человек, инженер-конструктор и белоостровец Андрей Леонидович который обнаружил, что архитектором вокзала являлся его дед Воробьев Андрей Степанович.
Конечно, замечательно. Только вот я думаю, что А.Л. знал об авторстве своего деда, а обнаружил именно ошибку в материалах сайта и форума. И очень хорошо, что он вышел на связь!
Пусть он меня поправит, если я ошибаюсь в своём предположении.
краевед эксперт писал(а):Это просто замечательно, что нашелся такой человек, инженер-конструктор и белоостровец Андрей Леонидович который обнаружил, что архитектором вокзала являлся его дед Воробьев Андрей Степанович.
Конечно, замечательно. Только вот я думаю, что А.Л. знал об авторстве своего деда, а обнаружил именно ошибку в материалах сайта и форума. И очень хорошо, что он вышел на связь!
Пусть он меня поправит, если я ошибаюсь в своём предположении.
Разговаривал сегодня вечером и долго в части истории белоостровского вокзала по телефону с Андреем Леонидовичем.
Он сказал, что в январе этого года копался в семейном архиве и обнаружил документы,
касающиеся строительства вокзала в Белоострове, архитектором которого был его дед.
Далее Андрей Леонидович заглянул в интернет и набрал в поиске историю Белоострова и наткнулся на сайт Старый Белоостров в котором он обнаружил, что на форуме есть тема белоостровского вокзала.
Мы договорились, что будем общаться по телефону и ближе к весне встретимся в Белоострове.
Статьи о вокзале он еще не читал и фильма Сестрорецкого ТВ не видел.
известна только из рассказа Галины Константиновны Кельвиняйнен, или подтверждается
другими источниками?
Из текста в той же статье: " Военный корреспондент Павел Лукницкий 20 сентября 1941 г. стал свидетелем самой мощной атаки советских частей на Белоостров, занятый финнами:
«…Танки с исходного положения вышли в 6 ч. 17 мин. (к Белоострову), двигаясь кильватерной колонной.
Впереди были шесть КВ, восемь Т–34, за ними двадцать легких Т–26 (…)
Наши части, ворвавшись в Белоостров, вели бой на улицах (…) В полном одиночестве, хлюпая по лужам, я добрался до разрушенного, прогорелого Белоостровского вокзала».
Еще.
Довоенный житель Белоострова Галина Константиновна Кельвияйнен была настоящей ходячей энциклопедией по истории Белоострова и, обладая прекрасной памятью, могла вспомнить по отдельным эпизодам мельчайшие подробности и фамилии.
Если бы ни ее воспоминания, мои отдельные статьи не появились бы вообще. Особенно хочется отметить статью "Силотвор инженера Руктешеля"
"Силотвор инженера Руктешеля
В 2003 году, собирая материал по истории Белоострова, я узнал от местной жительницы Галины Константиновны Кельвияйнен историю о взрыве пороховых погребов, потрясшем в свое время окрестности поселка. Рассказывая о довоенном Белоострове, Галина Константиновна упомянула о старой тупиковой дороге, которая проходила недалеко от каменной Троицкой церкви и вела по болоту на остров, находящийся в двух километрах на северо-запад от села Александровна. Еще до войны по рассказам своей бабушки (а та слышала об этом от своей матери) Галина Константиновна узнала, что однажды весь Белоостров содрогнулся от страшного взрыва, прогремевшего на этом острове. Но когда произошло это событие и какие именно погреба находились на острове, за давностью лет уже никто объяснить не мог. После упоминания о взрыве пороховых погребов Кельвияйнен невольно вспомнила и странное название той старой дороги — Силотворческая.
Сообщение Галины Константиновны было настолько загадочным и необычным, что возникал вопрос: а был ли в действительности взрыв пороховых погребов или это всего лишь красивая легенда, передаваемая из поколения в поколение жителями Белоострова?
В 2005 году в петербургских исторических архивах были обнаружены документы, которые доказали, что это не легенда — взрыв был!
Эти же документы рассказали об интересных фактах из истории создания новой военной техники и промышленности России в последней четверти XIX века. ..........
см. http://www.beloostrov.ru/stat_19.html.
Также ее родной брат Анатолий Константинович Кильвияйнен в своих воспоминаниях по послевоенному разминированию Белоострова.... см. текст статьи http://www.beloostrov.ru/stat_33.html:
Рассказ минера
Нажмите, чтобы увеличить
Мл.сержант Кильвияйнен,
механик-водитель танка.
Фото 1952 года
Утро каждого дня начиналось с проведения инструктажа и росписи в журнале.
Инструктаж проводил дежурный офицер (участник Великой Отечественной войны), который во время разминирования находился на главном проходе.
Через каждые 2 часа играл горнист. Это был сигнал к «перекуру», перерыву на обед, окончанию работы...
Наш сводный отряд состоял из минеров-добровольцев из Парголовского, Лодейнопольского района и еще какого-то района Ленобласти. Всего было приблизительно 160 человек.
В случае подрыва минера, а таких случаев было шесть (почти все со смертельным исходом), несколько дней разминирование не производили. В эти дни мы отдыхали, загорали или ходили на танцы.
При разминировании наша парголовская группа не потеряла ни одного человека. У каждого минера на спине был блок электропитания, а в руках - рамка миноискателя и щуп, который представлял собой длинную деревянную палку длиной около 2 м, на конце которой закреплялся пруток диаметром 5-6 мм с заостренным концом длиной около 40 см.
При обнаружении мины или другого предмета миноискателем щуп втыкался в землю, чтобы определить размеры металлического предмета, рядом втыкались флажки, которые тоже были за спиной.
Обычно противопехотные мины находились на глубине около 1 см, а противотанковые - 3-5 см от поверхности земли. После обнаружения к уничтожению мин приступала команда минеров-подрывников из нашего же отряда. Их было четыре-шесть человек. Они распределялись по полосам и укладывали сверху на найденные мины 200-граммовые толовые шашки. В отверстия толовых шашек вставлялся снаряженный детонатор, к нему присоединялся бикфордов шнур (скорость горения -1 см в секунду), а к нему присоединялся пеньковый фитиль (скорость горения -1 см в минуту). Далее одновременно по команде все минеры-подрывники поджигали пеньковые фитили спичками и уходили в укрытие. Делали по пять взрывов на человека. Затем считали число взрывов.
КИЛЬВИЯЙНЕН
Анатолий Константинович.
13.11.1930 - 14.03.2005
Разминировать взрывчатые предметы и доставать их из-под земли категорически запрещалось. Было несколько подрывов на противотанковой мине - человека разрывало на мелкие куски. Масса противотанковой мины была 10 кг, а в противопехотной было по 70-200 г тола.
Работы по разминированию закончили в начале ноября, так как земля стала промерзать и щуп в землю уже не втыкался.
Михаил Логунцов
«Вести Курортного района» № 12 июнь 2005 г.
известна только из рассказа Галины Константиновны Кельвиняйнен, или подтверждается другими источниками?
Еще одно документальное подтверждение. Это воспоминания Г.К. Кельвияйнен, написанные ею собственноручно от 20 февр. 2004г. (с подписью на каждом листе) по моей просьбе. Она их пишет, вспоминая мельчайшие подробности, а ведь с тех пор прошло более 60 лет!!! Прикрепил два листа. Всего их около десяти.
В статье "Вокзал, которого не было" см. http://www.beloostrov.ru/stat_02.html. фото семейной фотографии, сделанной в день похорон двухлетней Вали (ум. 7 окт. 1941г.) на Шувалововском кладбище.
На семейном фото (стоит) сестра Роза. Она умерла от голода 10 марта 1942г. в квартире на Петра Лаврова д.30. Похоронена по - человечески на Охтинском кладбище, в одной могиле с соседом по квартире, умершим в это же время. Он был работником Смольного.
Если я правильно понял (заранее извиняюсь), вот эта фраза
Но древесина высохла быстро, и от первой же искры во время обстрела это грандиозное здание, свидетельствующее о мощи и незыблемости молодого государства, превратилось в факел. http://beloostrov.ru/stat_02.html
Если я правильно понял (заранее извиняюсь), вот эта фраза
Но древесина высохла быстро, и от первой же искры во время обстрела это грандиозное здание, свидетельствующее о мощи и незыблемости молодого государства, превратилось в факел. http://beloostrov.ru/stat_02.html
не подтверждается даже ничьим рассказом?
На сегодняшний день у меня нет очевидца или воспоминания кого-либо, чтобы он видел, как горят елки уложенные на крыше вокзала. Но я видел неоднократно,
как горит еловый или сосновый лес. Это моря огня.
По поводу поставленного вопроса о подтверждении факта восгорания елок можно задать еще и следующий: "Есть ли подтверждение, что эту гору елок снимали с крыши вокзала до 20 сентября 1941г., когда Лукницкий описывает, как он "добрался до разрушенного, прогорелого Белоостровского вокзала» в день штурма Белоострова?
Может быть вообще вокзал не обстреливали в это время?