Мертутская подстанция

военно-историческая тематика: КаУР, линия Маннергейма, оборонительные сооружения, поиск погибших родственников, мемориалы и воинские захоронения
Аватара пользователя
LYNX
Знаток
Сообщения: 2280
Зарегистрирован: 07 июн 2008 00:24
Откуда: 40 км
x 253

Сообщение LYNX » 27 июл 2009 19:24

День Военно-морского флота отметил посещением Мертутьской электростанции совместно со stepan~ом. Предлагается небольшой фотоотчет.
Вложения
DSCF7821.jpg
Арочные перекрытия
DSCF7799.jpg
Высота сооружения порядка 5-6 метров
DSCF7796.JPG
Электрощиты
DSCF7793.JPG
Рубильник Мертуть
DSCF7790.JPG
Рубильники потребителей
DSCF7783.JPG
Шильда 1941 г
DSCF7781.JPG
Изолятор 1960 г
DSCF7767.jpg
Как и везде - полный разгром
DSCF7746.jpg
Дизельгенераторная
DSCF7745.jpg
Коленвал блестит и сияет
DSCF7734.jpg
Трубы
DSCF7733.JPG
Остатки статора ДГ
0 x

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5336
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 305

Сообщение raevsku » 27 июл 2009 19:45

На предпоследнем фото - противооткольное покрытие на стенах или следы от опалубки?
0 x

Аватара пользователя
LYNX
Знаток
Сообщения: 2280
Зарегистрирован: 07 июн 2008 00:24
Откуда: 40 км
x 253

Сообщение LYNX » 27 июл 2009 20:16

C бОльшей долей вероятности - следы от опалубки. В других помещениях стены просто штукатурены. Вот тут, может быть, виднее
Вложения
DSCF7814.jpg
DSCF7802.JPG
0 x

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5336
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 305

Сообщение raevsku » 27 июл 2009 20:31

Да, на последних двух снимках все хорошо видно. Следы от обрезной доски.
Очень интересный фотоотчет, спасибо! 8)
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 27 июл 2009 22:26

LYNX, Вы продолжаете вызывать полный respect основательностью и качеством своих материалов. Спасибо :D !
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 28 июл 2009 01:08

Афигеть! Вот где я мечтал побывать. Не думал, что там внутри есть ещё хоть что-то.. Молодцы, достойно отметили. :!:
0 x

Аватара пользователя
LYNX
Знаток
Сообщения: 2280
Зарегистрирован: 07 июн 2008 00:24
Откуда: 40 км
x 253

Сообщение LYNX » 28 июл 2009 09:49

В предпоследнем тамбуре на верхнем уровне ( там три или четыре обычные ступеньки вниз) лежит дохлая кошка. Я закрыл ее фанеркой. Не наступайте, а то еще замяукает. В темноте и тишине может и Кондратий обнять :twisted:
0 x

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 29 июл 2009 01:41

Предыдущее сообщение предлагаю поместить в цитатник по причине исключительной стилистической изящности. :idea:
0 x

Аватара пользователя
AndreyG
Садовод
Сообщения: 486
Зарегистрирован: 11 фев 2007 02:09
Откуда: Старый Белоостров, ВМА / Здоровье-1
x 1
Контактная информация:

Сообщение AndreyG » 29 июл 2009 13:55

Osbourne писал(а):Предыдущее сообщение предлагаю поместить в цитатник по причине исключительной стилистической изящности. :idea:
Нет желания создать, курировать (и наполнять, по возможности) соответствующую тему? В "Сайт и Форуме", полагаю.
0 x

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 13 авг 2009 03:22

Мертутьская электростанция.

Огромное спасибо LYNX за экскурсию и всем присутствовавшим за участие.

Это не так далеко от шоссе, а ближайшие участки садоводства буквально стоят на самом сооружении, учитывая его размер.
Вложения
120809 015.jpg
Клапана.
120809 014.jpg
Статор.
120809 013.jpg
Ротор.
120809 011.jpg
Клапанные пружины.
120809 007.jpg
Внутри раскурочено всё! Дизель разобран - слева на снимке распредвал.
120809 005.jpg
Контактная группа.
120809 004.jpg
Далее - груды ФВУ 1976 года выпуска. Очевидно - дата последней модернизации.
120809 044.jpg
Нечто противоатомное.
120809 043.jpg
Внутренняя входная дверь - это вообще нечто.
120809 042.jpg
Однако внутри обнаружилась вполне приличная велопарковка.
120809 003.jpg
Вход. Когда экскурсанты решительно направились внутрь вместе с велосипедами, окрестным бомжам вероятно подумалось, что они проспали строительство Орловского Тоннеля.
120809 001.jpg
В запасной выход сброшена дверь от главного входа.
0 x

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 13 авг 2009 03:47

:arrow:
Вложения
120809 045.jpg
Свет Божий и выход из подземелья.
120809 047.jpg
Возбудитель.
120809 035.jpg
Трансформатор с охлаждением. Обмотки сняты на медь.
120809 041.jpg
Здесь явно был пожар. Краска потрескалась. Копоть. Треснувшие стёкла. Но наиболее свежее оборудование не закопчёно - т. е. пожар был до последней модернизации 1976 года.
120809 029.jpg
ПрЫборы. Амперметр 1956 г.
120809 024.jpg
Оренбургский Совнархоз. 1962 г.
120809 022.jpg
Автотренажёры - приходите, если не сдали на права с первой попытки.
120809 016.jpg
РВЛ - резервная высоковольтная линия?
120809 017.jpg
Главный Рубильник. Я таких штурвалов не видел, если честно. 35 киловольт. Очевидно, замыкание поворотом постепенное.
120809 018.jpg
Превосходный чугунный бачок и подводка воды - металлопластик отдыхает.
120809 019.jpg
В гальюне явно что-то жгли, вот он и треснул.
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 13 авг 2009 16:10

К "картине маслом"под названием "Мертутьская электростанция", представленной Osbourne, практически нечего добавить. Разве что несколько, ткскть, штрихов .
Объект неоднократно до- и переоборудовался, что видно хотя бы по годам выпуска приборов и устройств -от 1941 до 1976. Встречаются и артефакты знакового свойства. Так, на фото 120809 047.jpg - шильдик со схемой "возбудителя", т.е. генератора. Хотя даты на нем нет, уже по одному этом слову можно понять, что изготовлен он в конце 40-х гг, когда боролись с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом и все термины, в т.ч. технические, по мере возможности переделывали на русский лад. Доходило до абсурда...впрочем, это уже для темы Nostalgie de Sovietique.
"Возбудитель", как утверждают знатоки, вращался танковым дизелем, фрагменты которого также выложены на фото в посте. Т.о. грубая прикидка (мощность двигателя, размеры электрооборудования, пределы измерения э/приборов, нек. надписи и т.д.) позволяет предположить, что выходная мощность э/станции могла достигать 300-400 кВт. Неплохо для одного укрепрайона (а м.б. -не только для него?), учитывая общий уровень энерговооруженности в те годы. Интересно, работало это все когда-нибудь - хотя бы на учениях - в штатном режиме, или только периодически "осматривалось и проворачивалось"?
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5336
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 305

Сообщение raevsku » 13 авг 2009 22:38

Буквоеду
Я конечно отупел за последние годы, поскольку не занимался липиздричеством, но хочется сказать следующее. Получается некая "электическая каша" из Вашего описания электрооборудования в Мертутской э/ст. Нужно разделять - возбудитель и сам генератор. Это абсолютно разные электрические машины. Возбудитель - это электрическая машина постоянного тока (как показано на шильдике - со смешанным возбуждением), служащая для подачи постоянного напряжения на обмотку возбуждения турбогенератора. А вот синхронный генератор служит для выработки напряжения переменного тока, которое "снимается" со статорной обмотки.
Т.о. танковый дизель д.б. приводить во вращение две электрические машины - возбудитель и турбогенератор. По иному - работать не будет!
Интересно - а какое выходное напряжение у турбогенератора в Мертути?
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 13 авг 2009 23:05

raevsku писал(а):Буквоеду
Интересно - а какое выходное напряжение у турбогенератора в Мертути?
К сожалению, оборудование, которое удалось рассмотреть, не дает ответа на этот вопрос :?
Спасибо также за поправки. У меня всегда было туговато с электрическими машинами :P . Но шильдик - точно конца 40-х гг - видно по дизайну.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5336
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 305

Сообщение raevsku » 13 авг 2009 23:09

Буквоед,
а такой вопрос, шильдик с принципиальной схемой возбудителя Вы где обнаружили? На статоре, присутствующим на фото с предыдущей страницы?
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 13 авг 2009 23:29

Шильдик кто-то поднял с пола вблизи генератора, фотографировали его уже на улице.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5336
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 305

Сообщение raevsku » 13 авг 2009 23:35

Буквоед писал(а):Шильдик кто-то поднял с пола вблизи генератора, фотографировали его уже на улице.
Ага! Я думаю что на фото с предыдущей страницы сфотографированы статор и ротор именно турбогенератора, а не возбудителя. И еще - турбогенератор скорее всего служил для резервного питания. А в штатном режиме "электростанция" работала как обычное РП, с питанием по КЛ или воздушной ЛЭП со стороны ВН.
Могу продолжить "плавить" Вам мозг липиздричесвом? :wink:
0 x

Аватара пользователя
Aqua$erg
Хозяин
Сообщения: 9265
Зарегистрирован: 08 авг 2006 20:46
Откуда: СНТ "Полиграфист"
x 582
Контактная информация:

Сообщение Aqua$erg » 13 авг 2009 23:41

raevsku писал(а):на фото с предыдущей страницы сфотографированы статор и ротор именно турбогенератора
Почему именно "турбо"? Турбины там, вроде, не предусмотрено, привод дизельный
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 13 авг 2009 23:48

raevsku писал(а): А в штатном режиме "электростанция" работала как обычное РП, с питанием по КЛ или воздушной ЛЭП со стороны ВН.
Могу продолжить "плавить" Вам мозг липиздричесвом? :wink:
2 raevsku
Могёте :D ! А РП это у нас что такое?
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5336
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 305

Сообщение raevsku » 13 авг 2009 23:48

Aqua$erg писал(а): Почему именно "турбо"? Турбины там, вроде, не предусмотрено, привод дизельный
Да обшибся! Я хотел подчеркнуть, что на фото - именно синхронный генератор а не возбудитель (скорее всего)!
Гидрогенератор и турбогенератор - это понятия из электроэнергетики. Турбогенераторы приводятся во вращение паровыми турбинами, а гидро- гидравлическими. Они несколько отличаются по конструкции.
0 x

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5336
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 305

Сообщение raevsku » 14 авг 2009 00:03

Буквоед писал(а):Могёте :D ! А РП это у нас что такое?
По "деревенски" - в режиме подстанции, когда со стороны ВН осуществляется питание от сети Ленэнего на напряжении 6 - 10кВ по кабельной линии. Далее - производится понижение напряжения силовым трансформатором до 0,4 кВ, вторичная обмотка которого соединена звездой и имеет глухое заземление нейтрали. И... разводка питания по ДОТам, скорее всего по КЛ. При ентом ДОТы должны располагаться не очень далеко, поскольку, если не изменяет память, длина КЛ ограничена т.н. зарядным током. Т.е. с ентой подстанции не может быть запитан например ОРПК "Алмаз".
Я еще не окончательно "расплавил" Вам мозг? :wink:
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 14 авг 2009 00:16

2 raevsku
Почти уже расплавили :roll: И все-таки: аббревиатура РП формально как-то расшифровывается, или это жаргон энергетиков? А питание того же "Алмаза", похоже, и не предполагалось, т.к., насколько я знаю, э/станция должна была обслуживать только Мертутский БРО, также, как ее аналог в Керро -Лемболовский, и предназначалась в основном для питания электрозаграждений
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5336
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 305

Сообщение raevsku » 14 авг 2009 00:21

Очень просто - распределительный пункт (РП). Но, наверное правильно назвать все енто дело ПС (подстанцией). :wink:
А "Алмаз" как и др. крупные ОРПК имели автономное питание от дизель-электростанций. Что, впрочем, не отменяло возможность применения питания от внешних источников. Но об ентом подробнее могут рассказать знатоки КАУРа, а не я.
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 14 авг 2009 00:38

raevsku писал(а):Очень просто - распределительный пункт (РП). Но, наверное правильно назвать все енто дело ПС (подстанцией). :wink:
А "Алмаз" как и др. крупные ОРПК имели автономное питание от дизель-электростанций. Что, впрочем, не отменяло возможность применения питания от внешних источников. Но об ентом подробнее могут рассказать знатоки КАУРа, а не я.
Дело в том, что надписи "РП" есть на щитах в Мертути.
А этот-то материал прочли? Там в т.ч. и на эту тему кой-чего сказано
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5336
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 305

Сообщение raevsku » 14 авг 2009 00:52

Да, прочитал...
Я думаю, AlexSvar естесственно лучше знает енту тему.
Я лишь предполагаю (но не настаиваю), что подстанции в Лемболово и Мертути служили и для обеспечения липиздричесвом ДОТов (а не только для электрозаграждений). Подсветка шкал приборов, электрообогрев и пр. В некоторых ДОТах КАУРа еще сохранились понижающие трансформаторы в своеобразных круглых баках, не помню марку.
А здесь я хотел остановиться на электроаппаратах и разобраться по Вашим фото, насколько енто возможно, с принципами организации электроснабжения.
А в Мертути Вы встретили аббревиатуру "РП" или "РУ", а м.б. "КРУ" или "КРО"?
Пока с Вами беседовал, сам себе "вынес" мозг! РП - не распределительный пункт, а распределительная подстанция!!! Так будет более корректно!!!
Вот, Вы вспомнили об AlexSvar. А я заодно обнаружил на Эраунде фотогалерею по Мертутской п/ст. Именно подстанции, а не электростанции, где для резервного питания использовался генератор мощностью 200 кВт, 0,4 кВ. Жаль, шильдик трансформатора не сфотографирован. Но, как я понял, штатное питание скорее всего осуществлялось по ВЛ 35 кВ.
0 x

Ответить