Котка-Парола-Хямеенлинна-линия Салпа

в настоящий момент - уже, к сожалению, НЕдружественный сосед; в относительно недавнем прошлом - вообще военный враг
Ответить
Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Котка-Парола-Хямеенлинна-линия Салпа

Сообщение Буквоед » 08 ноя 2010 11:51

Давно мечтал побывать в танковом музее в Парола, о котором мноослышал и читал. И вот такая возможность предоставилась, да ещё вкупе с посещением артиллерийского музея в Хямеенлинна, а также участка линии Салпа в р-не Меихикяля. Плюс в придачу обзорное посещение Котки. И всё это - в качестве ленивого пассажира, в компании таких же любителей военно-исторических штучек, рассчитанное на 3 дня и за достаточно (по моим, во всяком случае, понятиям) приемлемую цену. Короче говоря, с экскурсией от Silver-ring, очередной анонс которой во-время прочитал и принял к сведению. Забегая вперёд скажу, что фирма и на этот раз подтвердила своё реноме как в части содержательной, так и организационной. Особенно учитывая тот форс-мажор, в который влетели все, кто преодолевал российско-финскую границу 4.11.2010. По сути, первый день поездки был потерян начисто, т.к. вместо того, чтобы прибыть на место в 3 часа дня, мы добрались туда к 3 часам ночи :volosy:
Вкратце история складывалась так. Подъезжая по графику к Торфяновке, упёрлись в хвост км этак за 8-9 до границы. Хвост, конечно, двигался кое-как, и первоначально поддавшись на это, мы за 40 мин.проехали метров 100. От знакомого водителя, возвращавшегося в Питер, наш водитель узнал, что к этому моменту период ожидания уже составлял порядка 6-7 час. Посовещавшись с народом и внутренним голосом, коллективный разум принял решение брать границу через Светогорск, предполагая, что основная масса шоп-туристов всё-таки прёт через Торфяновку и Брусничное. Чтобы дальше не утомлять вас унылыми подробостями, скажу лишь, что решение, вероятно, было верным, т.к. общаясь в этот и на следующий день с земляками, встречали людей, простоявших на границе и по 9, и по 11, и даже по 15 час. Наше стояние в Светогорске тоже оказалось немалым - 7,5 час. Плюс ещё время на соответствующие "крюки" по России и Финляндии. Так или иначе, обалделые от 15-часового житья в автобусе (для справки: автобус был 9-местный и проходил как автомобиль кат.С) где-то около 3 час. ночи мы таки рухнули на койки в гостинице (фото 003). А с утреца, проглотив еврозавтрак, и - из жалости к себе любимым - на 1 час попозже двинулись в направлении Хямеенлинна-Парола. Конец приличный - порядка 150 км. Однако благодаря профессионализму водителя и усилиям гида, с энтузиазмом насыщавшего нас информацией по теме, время промелькнуло как-то незаметно :D . О танковом музее распространяться считаю безыдейным, в литературе и интернете при желании всё можно прочитать. Расскажу здесь лишь о том, что лично мне показалось примечательным и чем хотелось бы поделиться, будучи не "танковедом" и не "финноведом", а просто любопытствующим туристом, неравнодушным к этой стране.
Не мог не отметить, что музей, где всё по-фински содержится в идеальном порядке и чистоте (а коллекция не маленькая 8) ), не является государственным, а создан и существует на средства общественной организации. Как умудряются сводить концы с концами - не вникал, но отметил, что персонал, принимавший нас, состоял из 2-х чел. - дамы на кассе, одновременно работающей как стойка кафе (само кафе при этом - и магазинчик сувениров) и меланхоличного herra ближневосточной внешности :wink: , объясняющегося ни чистом русском языке и выполняющего функции привратника, смотрителя за всем, продавца сувениров etc. Ни в павильонах (а их для посещения открыто 3) ни тем более на внешней экспозиции нет никаких надзирателей, "белых мышей" и т.п. Заплатив за билет, тебя впускают в первый павильон, а дальше - самостоятельно, вплоть до самого последнего экспоната на улице, где стоит турникет, работающий, естетственно, только в одном направлении. Кстати, так же организован и арт. музей в Хямеенлинна.
Далее - следующей лошадью - будет фоторяд, посвящённый наиболее запомнившимся экземплярам танковой коллекции. А это пост завершаю фотографией гостиницы "Вилла Ванесса", ставшей для на 2 дня и 2 ночи гостеприимным домом.
Вложения
003.JPG
Мы жили в правом (супербюджетном :) ), одноэтажном крыле. Левая часть (м-ду прочим 1910 г. постойки) - апартаменты.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 08 ноя 2010 14:21

:arrow: Музей в Парола, как м.б. многие уже знают, представляет собрание образцов бронетанковой и "сопутствующей" техники всех времён и народов (шутка юмора), объединённых одним признаком: все они стояли (или до сих пор ещё стоят) на вооружениии финской армии с момента зарождения данного рода войск. Основу коллекции по понятным причинам составляют машины, скажем так, позаимствованные в РККА и СА. Но есть и другие, глядя на которые, можно где-то попытаться уловить ход дивной танкостроительной мысли или просто полюбоваться на отдельные экземпляры - вне времени и пространства - и получить эстетическое/историко-политическое/...далее - кому что нравится удовлетворение.
Вот то, что запомнилось вашему корреспонденту.
Вложения
023.JPG
БА-10 (на базе ГАЗ-ААА, он же Ford-Timken). Больше всего (24 ед.) поступило в финские ВС в 1943 г. Данный образец - единственный в мире сохранившийся экземпляр.
020.JPG
Один из трофейных советских броневичков БА-20. Экземпляр списан в 1957 г. В музее с 1961 г. Отличается свастикой, нанесённой с разворотом на 45 град.
016.JPG
А колесо-то - деревянное, и повторить его не смогли даже тугодумные suomalaiset, а замена на стальное ухудшило ТТХ
011.JPG
Танк Рено (понятно, чей). Разаработки конца I мировой.Родоначальник пушечных танков с вращающейся башней. Самый первый в финских ВС. Последние образцы были списаны в 1942 г.
Последний раз редактировалось Буквоед 07 сен 2013 18:05, всего редактировалось 1 раз.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 08 ноя 2010 15:14

:arrow:
Вложения
163.JPG
Рабочая лошадка - знаменитая Sturmgeshutz :) 30 таких поставленных Германией "лошадок" летом 1944 г. уничтожили 87 наших танков (при собственных потерях 8 ед.) Теперь вместо неё Россию завоёвывает мирный "Мерс".
158.JPG
Один из предметов ленд-лиза, Шерман М4 А3. Наши б. союзники всерьёз считали этого "коня-горбуня" лучшим танком того времени. Является в музее исключением, т.к. никогда на вооружении у финнов не стоял. Поэтому охраняет вывеску кафе.
125.JPG
Наиболее представленный (после Т-26, конечно) танк в музее - Т-34 разных модифкаций.
107.JPG
Мирные соседи на всякий случай держат на запасном пути бронепоезд. Представляет собой "сборную солянку" на тему гражданской (освободительной по-ихнему) войны. Самое красивое - паровоз, на который не нашллиь ни аутентичной, ни новодельной брони :
090.JPG
Один из двух сохранившихся в мире танков Т-50. Финны называли его "маленькая тридцатьчетвёрка". И ведь похож... Захвачен на Перешейке в 1941 г. Окончательно списан в 1955 г.
072.JPG
18 захваченных советских БТ-7 финны в 1942 г. переделали в самоходки, поставили английскую пушку 114 мм и назвали ВТ-42. Летом 1944 г. такие работали под Выборгом. Единственный экземпляр.
061.JPG
Внешняя экспозиция. На переднем плане - ИСУ-152 (одна из 2-х, захваченных на Перешейке). Служила в войну, правда, уже не пушкой, а тягачом. Вооружённая 20-мм ПТР, прослужила до 1964 г. Родную пушку установили уже в музее.
054.JPG
Немного с перескоком во времени. Леопард2. Полагаю, что в наших музеях пока что отсутствует. Чудище, явно не "обло", но уж точно - "озорно" и "огромно". Лупи из всех ПТ-средств за милую душу.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 08 ноя 2010 21:20

:arrow:
После сравнительно краткого по времени экскурса в историю бронетанковых войск нам предстояло окунуться в историю финской артиллерии, благо соответствующий музей находился в нескольких минутах езды, уже собственно в Хямеенлинна. Прежде чем рассказать о посещении этого музея, должен сделать небольшое отступление, которое, полагаю, объяснит характер представленного ниже текстового и фото- материала :? Дело в том, что коллектив в поездке подобрался, в основном, что называется, продвинутый - как в части, касающейся Финляндии вообще, так и в части специальной, т.е. военно-танково-артиллерийской. Начиная от, понятно, гида Романа Петрова (он же - Сyber на всем известных дружественных сайтах) и заканчивая моим соседом по гостинице и автобусу - в прошлом офицером СА, при этом "подсевшим" на танковой теме 8) . Мой же № в этом рейтинге был близок к 16-му :green2: Поэтому ввиду явной бесперспективности построить рассказ в военно-научно-историческом ключе ограничусь опять-таки "миниатюрами", т.е. моментами, показавшимися забавными или поучительными, на мой взгляд. Также некоторым оправданием легковесности изложения может служить фактор ткскть природно-климатический: на дворе ноябрь, и музеи в Хямеенлинна закрываются в 15-16 час., а в 17 начинает уже темнеть. Поэтому, к сожалению, самую существенную часть экспозиции арт. музея - внешнюю - заснять полноценно не удалось. Отложил до следующего раза. Отмечу лишь то, что общее к-во образцов вооружения, выставленных на смотровой площадке, "на вскидку" раза в 2-2,5 превышает наружную экспозицию моего любимого питерского Артиллерийского музея 8O . Кроме того, по словам вышеупомянутого коллеги, там есть настоящие раритеты. Например, какой-то уникальный суперкрупнокалиберный (чуть ли не 300 мм, но тут я мог и напутать :? ) миномёт финской разработки. Ну, и т.п. В общем, как говорится в том анекдоте, надо ехать. И смотреть не спеша. Кто это дело любит - точно получит удовольствие. А если ещё и понимает - тем более.
Вложения
223.JPG
А чуть поодаль возвышается замок - предмет неоднократных поползновений ещё новгородцев, в последующем - одна из тюрем самодержавия, ныне, естественно, тоже музей. Но это уже совсем другая история...
226.JPG
Завершает наружную экспозицию стоящая особняком наша казематная пушка Л-17 (по выражению гида - мечта всех истинных фортоведов). На ней никаких табличек. Похоже, ещё не атрибутировали...
220.JPG
Вообще, лоттам посвящён в музее целый отдел. Забавным показался такой вот экспонат. Рядом с манекеном не туалетная бумага, как вы подумали, а нарукавные повязки различных лотта-подразделений.
221.JPG
И не все становились королевами красоты (проводился среди лотт и такой конкурс, несмотря на тяжкие времена)
190.JPG
Не иначе, как дружил с лоттой А.-Л. Мяэнпяя. Девушка прожила ровно столько же, сколько и генерал, со сдвигом всего на 1 год. Да, суровая и нелёгкая, видать, была у них жизнь.
188.JPG
Между прочим, один из них -генерал-полковник Й.Хедберг (на фотостенде - внизу справа) - прожил аж 104 года.
208.JPG
... а также портреты артиллеристов- кавалеров Креста Маннергейма
178.JPG
Пприсутствуют портреты отцов-основателей финской артиллерии (надо понимать, царской ещё службы), ...
227.JPG
... до послевоенной неповторимой финской разработки - пушки с "раздвижными" колёсами", подвешенными к станинам.
209.JPG
И от ручной (во всех смыслах) противотанковой гранаты времён Зимней войны...
215.JPG
... до пушки, на которой хоронили Маннергейма.
186.JPG
В это музее есть всё. От самой первой в мире пехотной каски Адриана...
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 09 ноя 2010 00:03

:arrow:
Военно-историческая часть экскурсии завершилась неподалёку от границы, в Миехикяля, где проходит линия Салпа. Посмотрели т.н. "дикий" и музеефицированный участки. За дикий денег не берут. На музейном сейчас - не сезон, то, что положено (в т.ч., например, банкетный зал в одном из убежищ :P ) закрыто на ключ, а за остальное - тоже денег не берут. Понятно, что на музейном уч-ке всё оборудовано указателями, стрелочками, лесенками и смотровыми площадками. А на диком-только таблички с названием объекта и столбики, указывающие общее направление похода для туристов. Чистота же и сохранность сооружений практически одинаковая. Размах и протяженность, конечно, впечатляют, особенно на фоне рельефа местности. В этот день, похоже, мы были там единственными посетителями (и вообще, как говорят, такие достопримечательности посещают в основном "наши люди"). Правда на обратном пути к автобусу навстречу попалось несколько горячих финских парней в камуфляже, с банками пива в руках. Надо понимать, местные фортоведы :green2:
Вложения
361.JPG
... вот этот самый. Т-34-85 чехословацкого производства (понятно, что не воевавший), присланный в подарок. Те, кому летом удалось слазать внутрь (а на зиму его закрывают), говорят, что гораздо в нём комфортнее, чем в отечественном.
Фото0166.jpg
Вид с господствующей высоты. Вдали виднеется танк...
Фото0174.jpg
Артиллерийский дот. Можно оценить высоту, на которой расположена амбразура.
Фото0163.jpg
Американская опалубка для изготовления сферических убежищ
377.JPG
... и бетонированные. Со стрелковыми ячейками и нишами для боеприпасов. Очень похоже на сухопутную оборону форта Ино.
374.JPG
Окопы, просто вырубленные в граните...
372.JPG
С наблюдательным бронекуполом.
370.JPG
Артиллерийско-пулемётный дот.
364.JPG
"Зубы дракона" и приспособление для их установки. Можно покрутить.
353.JPG
А это (и далее) уже в музее. Колпачок слева - родной брат выставленного в Сестрорецке.
351.JPG
Вот таким широким шагом там можно было ходить. С фонарями, конечно.
345.JPG
Это упавшее у входа в бункер дерево - единственное, что внесло какой-то экстрим. Преодолевали кто как мог: туда - все перелезали сверху, обратно - некоторые, в т.ч. и ваш покорный слуга - по-пластунски снизу :)
342.JPG
Вид из амбразуры. Домики - действующее жильё.
341.JPG
Вместо противооткола потолок обшит вагонкой.И вообще внутри сухо.
338.JPG
Пулемётный бункер.
334.JPG
Указатель для туристов
328.JPG
Все вырублено в скале. По оценкам специалистов, сооружения, хотя и не успели пострелять, но могли пригодиться в условиях применения ОМП.
327.JPG
Дикий участок. Вход в подземную казарму.
Последний раз редактировалось Буквоед 30 сен 2011 10:26, всего редактировалось 1 раз.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
LYNX
Знаток
Сообщения: 2280
Зарегистрирован: 07 июн 2008 00:24
Откуда: 40 км
x 253

Сообщение LYNX » 09 ноя 2010 11:51

Супер-отчет-зачет :)
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 09 ноя 2010 12:10

Это ещё не всё. Осталoсь ещё non-military :D
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 09 ноя 2010 17:07

:arrow:
Эти фотографии, по идее, д.б. начинать фотоотчёт, предшествуя военно-историческим. Но, т.к. первый день был фактически потрачен на преодоление границы, пришлось "уплотнить" день отъезда и перед посещением линии Салпа все же ознакомиться с г. Котка, на окраине которого мы жили. Итак, далее - почти non-military :wink:
Котка (в переводе с финского - орёл), основанный на месте шведского г. Роченсальм, производит исключительно приятное впечатление, чем-то напоминает (а скорее, наверно, повторяет) Выборг, м.б, и Хельсинки. Наверно, финские приморские города все немного похожи, так же, как похожи друг на друга "континетнальные" города (например, Хамеенлинна и Лаппенранта). И на всех на них, конечно, присутствует отпечаток имперской эпохи, т.е. то, что нам, питерцам, привычно и знакомо. И. хочешь - не хочешь, а снова приходится отмечать присущую финским городам умеренность, порядок, чистоту и удобство.
Вложения
318.JPG
И в центре города, как водится, кирха.Архитектор - уже известный нам Й.Стенбек, автор кирх в Приморске, Зеленогорске и Мельниково.
323.JPG
А вот и пожарная часть - неподалёку от упомянутой горки.
296.JPG
Вдали, рядом с кранами - музейный ледокол 1906 г. постройки.
301.JPG
Инфраструктура в действии. Порт. Состав с опилками, наверно, на экспорт :)
304.JPG
Знаменитая немецкая "Аcht-acht", т.е. 8,8 см
293.JPG
Опять немного военного. Т.н. "Гора пожарной вышки". Вышки давно уже нет, а вот зенитка осталась.
292.JPG
А в двух шагах от парка -уже жилые дома.
291.JPG
И снова - туи, пальмы и сикоморы, и всяческие декоративные кущи.
283.JPG
"Сад камней", "произрастающих" в недрах Финляндии.
279.JPG
Вид на водонапорную башню со стороны парка.
277.JPG
Водопад в парке Сапокка - незамерзающий, потому как - рукотворный, из трубы
265.JPG
И здесь тоже разнообразные цветы, кусты и пр. У каждого - табличка с аннотацией, как в ботаническом саду.
263.JPG
Набережная залива Сапокка (т.е. "сапог") и марина.
260.JPG
Финны любят всякие приколы в ландшафтной скульптуре. Это, например, памятник надувным игрушкам.
259.JPG
Дело в том. что Котка - бывший остров, соединённый с материком искуственным перешейком.
254.JPG
Во все стороны открываются весьма симпатичные виды на залив.
258.JPG
Во время войны на этой горке была позиция ПВО, на которой служили финские пацаны
255.JPG
Так башня выглядит вблизи. Она уже заперта на зиму, а летом там какое-то развлекалово.
243.JPG
Теперь здесь "Сад пряностей". На горке - не маяк, как все думают, а б. водокачка
239.JPG
Форт Екатерины б. крепости Роченсальм.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 10 ноя 2010 11:12

:arrow: Хотел бы вернуться в Хямеенлинна, т.к. вспомнил, что надо пересказать ещё одну интересную историю, услышанную на эксурсии.
В городе есть парк "Ауланко", как утверждают - очень живописный, особенно летом. Нам удалось побывать только на его окраине, причём вечером, т.е. уже в темноте. Поэтому и фотографий сделать не удалось. Но, судя по рассказу гида и последующим справкам в интернете, место весьма популярное у туристов всех возрастов. Рядом построен 4* спа-отель.
Весьма примечательна история создания этого парка, которому сегодня уже более 100 лет. Его основал на территории своего имения некто Хуго Стандертшельд - крупный предприниматель, а до того - полковник российской армии, управляющий Ижевским оружейным заводом, затем даже его соарендатор (на пару с Л.Нобелем). Некоторые подробности можно узнать, например, здесь. Что ещё интересно, до последнего времени в Финляндии практически ничего не знали об ижевском периоде в деятельности семейства Стандертшельдов, а скорее всего, думаю, просто не вникали. Ну, и у нас, до поры до времени, тоже не касались таких, скажем, щекотливых тем.
Вложения
ауланко.jpg
На эти башенки таки забрались, в полной темноте, благо содержатся они, естетственно, в полном порядке и чистоте.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 10 ноя 2010 11:32

И вновь о Хямеенлинна, только теперь - об арт.музее :wink:
...там есть настоящие раритеты. Например, какой-то уникальный суперкрупнокалиберный (чуть ли не 300 мм, но тут я мог и напутать ) миномёт финской разработки.
Оказывается, не напутал. Вот тут прочитал: "Среди экспонатов разработанный и испытанный в Финляндии в 1940-1944 г. тяжелый 300-мм миномет ". Почитать бы отчёт об испытаниях 8) ...
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 12 июн 2011 12:30

На шоссе №6, не доезжая 20 км до Лаппенранты, заметили табличку с надписью "Salpa asema". Естественно, не могли не остановиться, тем более, что и место для парковки предусмотрено, и ознакомились (бегло :? ) с типовой экспозицией одного из узлов линии Салпа. Не стану лишний раз плакаться на тему "как у них, и как у нас", об этом достаточно уже сказано. И на фотографиях тоже всё видно. Данный узел, судя по расположению амбразур дотов и линии надолб, д.б. держать это самое шоссе №6 в направлении с с.-востока на ю.-запад, т.е. от Лаппеенранты.
Вход в один из дотов (С11) заперт на замок, в другой (С12) - открыт настежь, но мы туда не полезли, т.к. не рассчитывали на такую экскурсию не взяли с собой фонарей.
Вложения
090.JPG
А неподалёку - ещё и дом-музей известного деятеля П.Свинхувуда
072.JPG
Линия надолб с юга от шоссе.
080.JPG
Вид на шоссе с дота С11.
088.JPG
А эта - у С12.
076.JPG
Рядом с каждым из дотов - ОТ, представляющая собой башню танка Т-26. Эта - у С11.
074.JPG
Дот С11
084.JPG
Дот С12
089.JPG
Вид на шоссе с дота С12
075.JPG
Общая схема узла.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 13 июн 2011 02:09

Буквоед писал(а):На шоссе №6, не доезжая 20 км до Лаппенранты
Вот тут: http://wikimapia.org/14693442/ru/Укрепления-Линии-Салпа
Буквоед писал(а):дом-музей известного деятеля П.Свинхувуда
Вот тут: http://wikimapia.org/14691066/ru/Дом-музей-Свинхувуда
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 05 сен 2013 10:25

Буквоед писал(а):Один из двух сохранившихся в мире танков Т-50. Финны называли его "маленькая тридцатьчетвёрка". И ведь похож... Захвачен на Перешейке в 1941 г. Окончательно списан в 1955 г.
Вложения
72653 - копия.jpg
... и его же фото на танкоремонтном заводе в Варкаусе 15.02.1942
090_106[1].jpg
Ещё раз - фото "Pikku sotka" (Т-50) в танковом музее в Парола...
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 11 мар 2016 11:09

Буквоед писал(а)::arrow: Хотел бы вернуться в Хямеенлинна, т.к. вспомнил, что надо пересказать ещё одну интересную историю, услышанную на эксурсии.
В городе есть парк "Ауланко", как утверждают - очень живописный, особенно летом. Нам удалось побывать только на его окраине, причём вечером, т.е. уже в темноте. Поэтому и фотографий сделать не удалось. Но, судя по рассказу гида и последующим справкам в интернете, место весьма популярное у туристов всех возрастов. Рядом построен 4* спа-отель.
Весьма примечательна история создания этого парка, которому сегодня уже более 100 лет. Его основал на территории своего имения некто Хуго Стандертшельд - крупный предприниматель, а до того - полковник российской армии, управляющий Ижевским оружейным заводом, затем даже его соарендатор (на пару с Л.Нобелем). Некоторые подробности можно узнать, например, здесь. Что ещё интересно, до последнего времени в Финляндии практически ничего не знали об ижевском периоде в деятельности семейства Стандертшельдов, а скорее всего, думаю, просто не вникали. Ну, и у нас, до поры до времени, тоже не касались таких, скажем, щекотливых тем.
Поскольку недавно появился информационный повод, и к тому же вышеприведённая ссылка уже битая, даю новую из "Удмуртской правды" 8)
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 12 мар 2016 02:07

Ссылка работает. Но там почти то же самое от того же финна.
0 x
Білоострів це Європа

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 12 мар 2016 13:09

Буквоед писал(а):На эти башенки таки забрались, в полной темноте, благо содержатся они, естетственно, в полном порядке и чистоте.
Вложения
карлберг.jpg
А вот так башенки выглядели 100 лет назад.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Ответить