Страница 1 из 4

Мичуринское/Valkjarvi

Добавлено: 14 сен 2010 12:43
Буквоед
Мичуринское (б. Валкъярви) - весьма примечательное место. До того посещал его всего один раз, когда привлекали не историко-краеведческие, а скорее "природные" достоинства окрестностей; озёра, рыбалка, костёр под гитару и т.п. Давно это было :? ...
Теперь же целью поездки был поиск и осмотр остатков сооружений ж/д Выборг -Вещёво - Сосново (использую современные топонимы, чтобы опять не заподозрили в финномании :P ). Также хотелось взглянуть и на то, что осталось от сгоревшей в 1960 г. местной кирхи. Ну, и вообще полюбоваться проезжающим мимо пейзажем.
О ж/д читал кое-что отрывочно в интернете, ещё чуть раньше увидел на карте её утраченную часть - от Вещёво до Сосново, удивился протяженности и вообще самим фактом существования. Постороили её в 30-е гг, и работала она до 1944 г. Более-менее системная информация по истории дороги и о некоторых экспедициях имеется на http://sbchf.narod.ru/12/vyb-vech.html . Там и внутри есть ещё ссылки. Так что, кто интересуется подробнее - welcome :) . Мы же с Osbourne поставили себе весьма скромную задачу: найти в Мичуринском, где проходила трасса и что осталось от станционных сооружений, в частности депо и поворотного круга, фото которых - чуть ли вообще не единственное - нашли в интернете (есть оно и на Викимапии).
Заехав в Мичуринское и свернув примерно в требуемом направлении, мы оказались на ... Железнодорожной улице! Улица оригинальная, ибо левая и правая её части расположены в аккурат по краям бывшей станции, т.е. представляют собой два застроенных домами проезда, между которыми расположена ~ 100-м ширины полоса отчуждения ж/д, постепенно, на расстоянии полукилометра сужающаяся, частично тоже застроеннная и переходящая в конце концов в просёлочную дорогу. В этом месте как раз и расположено депо с поворотным кругом. Сами бы вряд ли нашли, но взяв пример с LYNX, провели опрос местного населения. Симпатичный дядечка с не менее симпатичным барбосом типа овчарка, оказавшийся старожилом, не только показал, где искать депо, но и кой-чего рассказал в тему. По его словам, дорогу разобрали в 1956-57 гг. А на том самом поворотном круге, от которого нынче только яма с "пупом" вращения (увидите позже :) ), они в детстве ещё успели покататься, и вращался круг исключительно легко. Рассказал он также, что стены депо садоводы-дачники не раз безуспешно пытались разобрать на кирпичи, но получалось лишь отколоть кусок кирпича, но не целиком - раствор держал "насмерть" 8) . А до того, как встретить этого доброго аборигена, осмотрели то, что осталось от станции - платформы, фундаменты, следы ж/д путей . Всё это, кроме б. путей, превратившихся в дорожки, буйно заросло и стало, как водится, местом свалки. Депо оказалось на территории пионерлагеря, поэтом захламлено относительно меньше. Лагерь - по осени не понять, действующий, или заброшенный - окружен вполне исправным железным забором. Тем не менее, дырка в заборе нашлась, и на объект удалось проникнуть :wink:

Добавлено: 14 сен 2010 15:14
raevsku
Не все вы с Осборном посмотрели в тех краях, однако!Изображение

Добавлено: 14 сен 2010 15:26
Doman
Не боясь показаться финноманом (так и есть) прикрепляю фото, как подобные объекты выглядят у фиников. Из всего наши соседи умудряются сделать музей!

Перед вашими же краеведческими успехами, форумчане, снимаю шляпку :D
Спасибо за интересные фоторепортажи.

Добавлено: 14 сен 2010 15:52
Буквоед
raevsku писал(а):Не все вы с Осборном посмотрели в тех краях, однако!
Пока Вы интригуете насчёт посмотреть, закончу сюжет :D .
От кирхи остались только фундамент и ступени, а от прежнего кладбища - часть стены. Видели только один сохранившийся на своем месте финский памятник и ещё несколько разбитых, собранных вблизи алтаря. Обозначено братское воинское захоронение финнов, погибших в 3-х войнах.
Надеюсь, Osbourne дополнит и комментарии, и фоторяд.

Добавлено: 14 сен 2010 22:27
Буквоед
Doman писал(а):прикрепляю фото, как подобные объекты выглядят у фиников.
Конструкция и расположение круга и внешний вид депо напоминают Валкъярви. Только здесь ворота с полуциркульным верхом, а в Валкъярви, похоже, были прямоугольные.
И ещё. Сегодня набрёл на фотографии станции, сделанные в 2004 г. не кем нибудь, а уважаемым AndreyG (что-то он запропал :) ).

Добавлено: 14 сен 2010 23:04
raevsku
Прочитал материал по ссылке в первом сообщении. Посмотрел финские карты... Все таки участок Мичуринское - Сосново не был достроен, скорее всего.

A вот на отечественной карте 1950-х - 60-х годов присутствует участок ж/д к северу от оз. Мичуринское, имеющей разрыв в месте пересечения с дор. к пионерлагерю "Мечта". К сожалению дальше путь ж/д полотна проследить по данной карте невозможно, поскольку интересующий участок отсутствует.Изображение

Добавлено: 15 сен 2010 01:26
Osbourne
raevsku писал(а):Все таки участок Мичуринское - Сосново не был достроен, скорее всего.
Вот что пишет Дмитрий Шитов на Терийоках.

Вокзал 3 класса, постройки 1930 года. Конечная станция Выборгской дороги. Ветка-продолжение строилась советскими военными строителями в 1940 - 41 годах, но закончена так и не была. Вокзал погиб во время войны и восстановлен в 1942 году, в соответствии с первоначальными чертежами, финскими военными 10 дивизии. После войны дорогу разобрали до ст. Житково. http://terijoki-spb.ru/railway/rw_dir_valkjarvi.php

Далее интересно про кирпичи, из которых построено депо. Osakeyhtio Virenojan Tiilitehdas. Такое клеймо имеется на торцах кирпичей. Osakeyhtio - не что иное, как известное финское "Oy" - аналог нашего ООО или английского ltd. Virenojan Tiilitehdas - кирпичный завод в Virenoja. Открылся в 1928-м. Депо строили в 1930-м. Но Virenoja - это под Лахти, т. е. достаточно далеко от Мичуринского. Вроде как и поближе заводы были. Тот же Savikko, например. Налицо некоторый протекционизьм? ))

Финны пишут, что завод в 1976-м сгорел. Все ссылки - на сайты финских страйкболистов. Теперь они там в войнушку играют.

Добавлено: 15 сен 2010 02:10
Osbourne
Далее - "Киркконмяки".

Деревянная церковь была построена в 1921-22 годах по проекту Илмари Лауниса, на мысу озера Валкъярви ( Белое озеро ). Храм не был разрушен в ходе Зимней войны, но частично пострадал в 1941 году. В советские годы - кинотеатр. Сгорел в 1960 году. http://terijoki.spb.ru/kirkko/valkjarvi.php

Хочу заметить, что Valkjarvi - своеобразный тёзка Белоострова-Valkeasaari.

Добавлено: 15 сен 2010 02:16
raevsku
Osbourne писал(а):Ветка-продолжение строилась советскими военными строителями в 1940 - 41 годах, но закончена так и не была.
И подтверждение этому - фрагмент карты 50-х - 60-х годов, где, как говорил выше, показан участок дороги - продолжения с северной стороны Мичуринского оз.

Добавлено: 15 сен 2010 02:21
Osbourne
Да, карта ~ 1954 года, а дорогу разбирали, по словам дяди, в 1957-м. Всё сходится.

Добавлено: 15 сен 2010 02:51
raevsku
Osbourne писал(а):Да, карта ~ 1954 года, а дорогу разбирали, по словам дяди, в 1957-м. Всё сходится.
По Вашим словам... как раз - не сходится. Ж/д на карте показана как разобранная! Ежли карта 1954 года, а дорогу разбирали в 1957-м... То почему же она показана УЖЕ разобранной???Изображение
По анализу др. карт из данной коллекции, могу с уверенностью сказать, что некоторые листы отражают ситуацию 60-х, а не 50-х годов.
И еСчё... Вот это фото, с комментарием Буквоеда, что это - трасса бывшей ж/дороги на Сосново. Посмотрите на характерный изгиб ж/д - продолжения на карте за депо. Как-то не согласуется картографический материал и коммент к фото.
Кстати, напрасно не прошлись дальше по трассе ж/д, к Сосново. С западной стороны от дороги к п/л "Мечта" показаны постойки, скорее всего - перрон станции. Вот он должен был сохраниться.

Добавлено: 15 сен 2010 10:10
Буквоед
raevsku писал(а):Посмотрите на характерный изгиб ж/д - продолжения на карте за депо. Как-то не согласуется картографический материал и коммент к фото.
Не понял 8O ... Снимок сделан примерно в центре станции. Ж/д-продолжение - в одну сторону, к Сосново, а депо-то совсем в другой стороне, ближе к Выборгу относительно станции.
raevsku писал(а):Кстати, напрасно не прошлись дальше по трассе ж/д, к Сосново. С западной стороны от дороги к п/л "Мечта" показаны постойки, скорее всего - перрон станции. Вот он должен был сохраниться.
Не знаю, где там дорога к п/л "Мечта", но станцию обшли всю и все сохранившиеся перроны видели. Их фактически 2, как и показано на финской карте.

Добавлено: 15 сен 2010 15:09
raevsku
Буквоед писал(а):Не понял... Снимок сделан примерно в центре станции. Ж/д-продолжение - в одну сторону, к Сосново, а депо-то совсем в другой стороне, ближе к Выборгу относительно станции.
Называется... разговор слепого с... глухим.Изображение
Чтобы был предмет для обсуждения, нарисовал пару квадратиков на карте выше Изображение. Вот
здесь. Красный квадратик - станция с сопутствующей лабудой, где сделаны снимки. На финской карте, которую привел Осборн, дорога-продолжение не показана, поскольку к моменту составления данных карт, ее вообще не было. Ж/д путь обрывается сразу за станционной развязкой. Местоположение депо Осборн вообще не показал!Изображение
А на отечественной карте разобранная дорога-продолжение уже показана. И, сразу за станцией, виден характерный плавный изгиб ж/д. Абсолютно непонятно, откуда мог быть сделан вот ентот снимок с комментом "Здесь проходила ж/д в сторону Сосново". Откуда это известно? Утверждение, не подкрепленное ничем в вашем фотоматериале! Из пояснительного текста к фоткам, приведенного Вами и Осборном, ссылок на финские карты, следует как раз обратное... Никакой ж/д от Мичуринского до Сосново - не было.
И все сохранившиеся перроны вы не видели, один из них, на дороге-продолжении я обвел синим квадратиком на нашенской карте.Изображение

Добавлено: 15 сен 2010 17:53
raevsku
Буквоед писал(а):О ж/д читал кое-что отрывочно в интернете, ещё чуть раньше увидел на карте её утраченную часть - от Вещёво до Сосново, удивился протяженности и вообще самим фактом существования.
И где ента карта с утраченной частью от Мичуринского до Сосново???Изображение
Вот схема из атласа 1943г. «Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР», где данный участок показан... Но! Следует принять во внимание сказанное вот здесь:"Между тем, обозначение в атласе «Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР» не является безоговорочным доказательством того, что на линии участке Valkjarvi (Мичуринское) — Rautu (Сосново) существовало сквозное движение. Известно, что данный атлас содержит немало ошибок, некоторые строящиеся и проектируемые линии обозначены в нём как действующие..."Изображение
Скорее всего, строительство ж/д участка от Сосново до Мичуринского проводилось в период 1940 - 1941гг., не было закончено, и он никогда не действовал! Так что, сказав "А", нужно говорить и "Б", стараясь раскрыть тему полностью.Изображение

Добавлено: 15 сен 2010 21:05
Буквоед
raevsku писал(а):И где ента карта с утраченной частью от Мичуринского до Сосново???
Согласен, поймали меня на описке! Не от Вещёво до Сосново, конечно, а от Вещёво до Мичуринского.
raevsku писал(а):Скорее всего, строительство ж/д участка от Сосново до Мичуринского проводилось в период 1940 - 1941гг., не было закончено, и он никогда не действовал!
Я нигде и не утверждал, что участок от Мичуринского до Сосново действовал.
raevsku писал(а):Так что, сказав "А", нужно говорить и "Б", стараясь раскрыть тему полностью.
Вы уже сказали и Б, и даже Г . Тем не менее, тема действительно раскрылась полнее.
raevsku писал(а):И все сохранившиеся перроны вы не видели, один из них, на дороге-продолжении я обвел синим квадратиком на нашенской карте.
Я так и не понял, а Вы-то их видели живьём, в т.ч. и тот, на дороге -продолжении? Если да, так и написали бы попроще, а не устраивали тут "Угадайку" .

Добавлено: 15 сен 2010 21:35
raevsku
Буквоед, нет, не видел. Ни дорогу - продолжение, ни перрона. Поэтому и интересуюсь, почему вы с Осборном не прошлись посмотреть, осталась ли платформа, которую я показал на карте синим квадратиком.
А "угадайка" касается не... ентого...Изображение

Добавлено: 15 сен 2010 22:56
Буквоед
raevsku писал(а):Буквоед, нет, не видел. Ни дорогу - продолжение, ни перрона.
Ну, слава Богу! Хоть какая-то определённость появилась. Ещё раз прошу: выражайтесь попроще, без намёков и подковырок. Мы же не уловками здесь занимаемся, а пытаемся - надеюсь, совместно - выяснить истину.
А в направлении дороги-продолжения не прошлись, потому что не заглянули заранее в советскую карту, что, конечно, было упущением.

Добавлено: 15 сен 2010 23:05
raevsku
Буквоед писал(а):Ещё раз прошу: выражайтесь попроще, без намёков и подковырок. Мы же не уловками здесь занимаемся, а пытаемся - надеюсь, совместно - выяснить истину.
Я уж высказался, по моему, прямо в... лоб.Изображение
И просто закрыл некоторые пробелы в Вашем рассказе. Покажите на карте местоположение депо, поскольку это - еще один пробел.
А истина в чем??? М.б. ... в вине?Изображение

Добавлено: 15 сен 2010 23:58
Буквоед
raevsku писал(а):Покажите на карте местоположение депо
Легко :D !

Добавлено: 16 сен 2010 00:01
raevsku
Буквоед, раз так "легко", что же сразу не показали? Получается, енто не я интригую, а Вы.Изображение
Тем не менее, спасибо.
Фрагмент отечественной карты удалил из Вашего сообщения, еще раз повторять необязательно, дабы не засорять тему и съэкономить место на будущее.

Добавлено: 16 сен 2010 02:09
Osbourne
raevsku писал(а):Ж/д на карте показана как разобранная!
Да, это я не приметил. Просто не знал, как изображается разобранное полотно.
Osbourne писал(а):Всё сходится.
Я имел в виду, что сходится, что строили продолжение после ~ 1939 года, раз на финской карте нет, а на нашей есть.
raevsku писал(а):По анализу др. карт из данной коллекции, могу с уверенностью сказать, что некоторые листы отражают ситуацию 60-х, а не 50-х годов.
Да, тоже это замечал. Если бы обратил внимание, что на этом листе полотно показано, как разобранное, сформулировал бы по-другому. Но это сути не меняет - значит, этот лист отражает положение дел после 1957 года, когда разбирали полотно.
raevsku писал(а):Вот это фото, с комментарием Буквоеда, что это - трасса бывшей ж/дороги на Сосново.
Ну, во-первых, там написано "Здесь проходила ж/д в сторону Сосново". В месте съёмки она проходила и именно в сторону Сосново.
raevsku писал(а):Местоположение депо Осборн вообще не показал!
Просто для меня местоположение депо на карте было очевидным. Видимо, только для меня. :wink:
raevsku писал(а):И все сохранившиеся перроны вы не видели
А откуда известно, что ещё что-то сохранилось? Вы же тоже этого не видели. 8)
raevsku писал(а):Скорее всего, строительство ж/д участка от Сосново до Мичуринского проводилось в период 1940 - 1941гг., не было закончено, и он никогда не действовал! Так что, сказав "А", нужно говорить и "Б", стараясь раскрыть тему полностью.
Разве не это я писал в первом же своём посте? :diablo:

В заключение хочу добавить, что действительно, место исследовано не до конца. Можно проехать дальше к центру Мичуринского, возможно, там есть что-то интересное. На финской карте есть какие-то постройки. Так же осмотреть и остатки продолжения дороги. В окрестностях есть ещё плотина и остатки старой финской электростанции.

Добавлено: 16 сен 2010 04:02
raevsku
Osbourne писал(а):А откуда известно, что ещё что-то сохранилось? Вы же тоже этого не видели.
Раз вы путешествовали в Мичуринское с конкретной целью, то выглядит нелогичным, что не попытались посмотреть остатки ветки-продолжения.
Osbourne писал(а):Ну, во-первых, там написано "Здесь проходила ж/д в сторону Сосново". В месте съёмки она проходила и именно в сторону Сосново.
Этот комментарий - ни о чем, поскольку отсутствуют доп. пояснения и картографический материал с трассой ветки Мичуринское-Сосново. Фотография получается "пустой".
Osbourne писал(а):Просто для меня местоположение депо на карте было очевидным. Видимо, только для меня.
Почему же тогда местоположение депо вам с Буквоедом показал "абориген"?
Буквоед писал(а):Симпатичный дядечка с не менее симпатичным барбосом типа овчарка, оказавшийся старожилом, не только показал, где искать депо...
Osbourne писал(а):В окрестностях есть ещё плотина и остатки старой финской электростанции.
Есть, но уже не в окрестностях Мичуринского, а скорее - Петяярви.

От меня - отдельное спасибо за фотоотчет.
Но, получается, что данный материал не может заинтересовать случайного посетителя сайта, к сожалению. Из-за допущенных неточностей, и, прежде всего, отсутствия картографического материала а также пояснений. Меня он заинтересовал потому, что бывал, и не раз, в этих краях.
Если будет не лень, кой чего напишу об окрестностях Мичуринского.Изображение

Добавлено: 16 сен 2010 08:17
LYNX
Интересно. Сам я в Мичуринском не был ни разу . Упирался обычно в Коробицыно

Добавлено: 16 сен 2010 10:12
Буквоед
raevsku писал(а):Но, получается, что данный материал не может заинтересовать случайного посетителя сайта, к сожалению. Из-за допущенных неточностей, и, прежде всего, отсутствия картографического материала а также пояснений.
Мне кажется, что заинтересовать может любой материал, даже отрывочный, и если чего-то не достаёт (а не достаёт всегда) - поискать самому. Как любит выражаться raevsku - понажимать на пимпочки 8) .
Не понял также, про "отсутствие картографического материала". По поводу советской карты уже повинился. Что ещё имеется ввиду - отсутствие непосредственно в постах карт и схем, которые м. найти в материалах по самой первой ссылке 8O ? А как тогда быть с экономией места на сайте? Или просто по-прежнему пощипаться хочется :diablo: ?
raevsku писал(а):Меня он заинтересовал потому, что бывал, и не раз, в этих краях.
Если будет не лень, кой чего напишу об окрестностях Мичуринского.
Лениться и придираться - оно, конечно, легче, чем вылезти посмотреть и (или)сесть да написать :wink:

Добавлено: 16 сен 2010 14:00
raevsku
Буквоед писал(а):Что ещё имеется ввиду - отсутствие непосредственно в постах карт и схем, которые м. найти в материалах по самой первой ссылке...
Вот здесь, для примера.
Отвечать на флуд и попытки втянуть в бесполезный спор, не стану. Из уважения к другим участникам форума.