Военные аэродромы в Ленинграде и области в годы ВОВ
Конечно могли, и должны были... Я выше выкладывал фото с уже ликвидированной в/ч, сделанное от ул. Верности.
Вопрос в том, что там делали военные самолеты в середине 50-х? И присутствуют ли они на снимке? Как могли не отметить такой важный момент на Эраунде? Просмотрел внимательно темы Эраунда по Гражданке, и упоминаний, что аэродром действовал и после войны, не встретил.
Надо бы разобраться. А для ентого нужен обсуждаемый снимок нормального размера.
Вопрос в том, что там делали военные самолеты в середине 50-х? И присутствуют ли они на снимке? Как могли не отметить такой важный момент на Эраунде? Просмотрел внимательно темы Эраунда по Гражданке, и упоминаний, что аэродром действовал и после войны, не встретил.
Надо бы разобраться. А для ентого нужен обсуждаемый снимок нормального размера.
0 x
Ни я, ни Вы не можем утверждать, правильная это информация, или нет. Вполне возможно, что и мне, и отправителю этого фото привиделись самолёты на заднем плане. ВКонтакте фото не крупнее, там вообще крупных не бывает. Попрошу автора скана прислать вариант с большим разрешением. Автор, кстати - Анна Веселова - из статьи в Ведомостях по Вашей ссылке.raevsku писал(а):Неправильная информация, и Вы привели ссылку на закрытую группу.
Что касается закрытой группы, то не составляет никакого труда в неё вступить.
0 x
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 261
Готов спорить, что по крайней мере слева - Ли-2.
2 raevsku
По-моему, неплохо бы опросить "местное население" -тех, кто жил в это время и в этом месте или хотя бы поблизости, или бывал там. К сожалению, среди моих знакомых таковых или уже, или вообще нет. М.б. у Вас с этим полегче?
2 raevsku
По-моему, неплохо бы опросить "местное население" -тех, кто жил в это время и в этом месте или хотя бы поблизости, или бывал там. К сожалению, среди моих знакомых таковых или уже, или вообще нет. М.б. у Вас с этим полегче?
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
Автор прислала оригиналы сканов, датируются 1956 годом. Я думаю, сомнения по поводу самолётов на фото отпадут.Osbourne писал(а):Автор, кстати - Анна Веселова - из статьи в Ведомостях по Вашей ссылке.raevsku писал(а):Неправильная информация, и Вы привели ссылку на закрытую группу.
Ещё этот милый человек прислала запись беседы со старожилом Гражданки, Ф. П. Васильевым, который рассказывает и про строительство "Самстроя", и про аэродром, и вообще про историю Гражданки. По его словам, аэродром закрыли в 1959 году после катастрофы тренировочного самолёта, когда аэродром уже эксплуатировался ДОСААФ. А существовал он ещё до войны.
Ссылки:
http://osbourne.pisem.su/1956_1.jpg
http://osbourne.pisem.su/1956_2.jpg
Беседа - 12 Мb
Страница автора ВКонтакте.
0 x
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 261
Думаю, что после изучения ссылок никакая фотограмметрия не требуется. разве что для идентификации типов самолетов. А ткскть "вербальное" подтверждение как раз одного из представителей того самого "местного населения" по-моему ставит точку в этом вопросе.
Интересно и вообще всё интервью - прекрасный материал для краевдов.
Прошу Osbourne, вхожего в эту группу, передать искренюю благодарность А.Веселовой.
Интересно и вообще всё интервью - прекрасный материал для краевдов.
Прошу Osbourne, вхожего в эту группу, передать искренюю благодарность А.Веселовой.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
Сомнения, что аэродром продолжал эксплуатироваться в конце 50-х годов, действительно отпали. Но это был уже аэродром ДОСААФ.Osbourne писал(а):По его словам, аэродром закрыли в 1959 году после катастрофы тренировочного самолёта, когда аэродром уже эксплуатировался ДОСААФ. А существовал он ещё до войны.
Что он существовал еще и до войны, енто вряд ли. Вот, что пишет С . Глезеров: "С осени 1941г. на Гражданке появился военный аэродром. После начала блокады авиация Балтийского флота оказалась лишенной большинства своих аэродромов. Поэтому срочно требовались новые площадки, пригодные для посадки боевых самолетов. Одну из таких площадов подготовили на месте опытного поля совхоза "Ручьи". Поскольку Васильев приехал на Гражданку только в 1957г., он не может знать всей истории аэродрома "Гражданка".
По поводу всего остального. Рассказ пестрит массой неточностей.
1. Немцы основали поселение на Гражданке в начале 19 века, а не в 1914г., как говорит Васильев. Годом основания Немецкой Гражданки принято считать 1827г.. В этом году состоялась покупка 7,5 десятин земли у графа Воронцова колонистами из Ново-Саратовской колонии.
2. Территориально Немецкая Гражданка располагалась между нынешними улицами Гидротехников и Фаворского, а ближе к пр. Непокореннных находилось поселение "Дорога в Гражданку".
3. Т.о., "Самстрой" был основан в т.н. "Русской Гражданке".
4. Небольшое поселение немецких колонистов было еще и за деревней Ручьи.
5. Немцев с Гражданки выселяли в несколько этапов, согласно постановлениям Военного Совета Ленинградского фронта, НКВД СССР, принятым в конце лета 1941г. И по повторному постановлению Военного Совета от 20 марта 1942г. Ссылки на эти постановления давал LINX. Не только в Казахстан, а также в КОМИ АССР, в Котлас, Красноярский край, Омскую и Иркутскую области.
6. Зеркального карпа в запруде Муринского ручья разводил совхоз "Лесное". А за Сосновкой у противотанкового рва располагались свинарники, стоки с которых спускали по п/т рву в Муринский ручей и периодически травили ентого самого карпа. Наверное, об этом "озере" и рыбе из него рассказывает Васильев. И действительно, говняной запах у п/т рва я застал в начале 70-х. К слову, в свинарниках после войны был лагерь немецких военнопленных, построивших кварталы желтых уютных домиков на Удельной и на территории бывшего "Стандарта" у мототрека.
Извиняюсь, что несколько отклонился от обсуждаемой в топике темы...
0 x
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 261
Вообще-то о принадлежности аэродрома мы не дискутировали .raevsku писал(а):Сомнения, что аэродром продолжал эксплуатироваться в конце 50-х годов, действительно отпали. Но это был уже аэродром ДОСААФ.
Интересно, а ДОСААФовский аэродром в Озерках после закрытия "Гражданки" появился, наверно?
Да, здесь память немного подвела ветерана. "Гражданка" строилась осенью 1941 одновременно с "Каменкой" , "Приютино" и др. флотскими аэродромами.raevsku писал(а):Что он существовал еще и до войны, енто вряд ли. Вот, что пишет С . Глезеров: "С осени 1941г. на Гражданке появился военный аэродром. После начала блокады авиация Балтийского флота оказалась лишенной большинства своих аэродромов. Поэтому срочно требовались новые площадки, пригодные для посадки боевых самолетов. Одну из таких площадов подготовили на месте опытного поля совхоза "Ручьи".
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
Какая память? Васильев живет на Гражданке с 1959г., отсюда и неточности в рассказе. К этому времени немцев и военного аэродрома на Гражданке уже давно не было.Буквоед писал(а):Да, здесь память немного подвела ветерана. "Гражданка" строилась осенью 1941 одновременно с "Каменкой" , "Приютино" и др. флотскими аэродромами.
Насчет аэродрома ДОСААФ в Озерках. Да, думаю он появился и по объективным причинам, поскольку на рубеже 1960-х началась массовая застройка Гражданки...
0 x
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 261
Что-то он мог знать и до поселения на Гражданке, что-то после. А вообще-то помягчее бы, наверно, надо всё-таки к ветеранам Что мы с Вами будем помнить в таком возрасте ?raevsku писал(а):Какая память? Васильев живет на Гражданке с 1959г., отсюда и неточности в рассказе. К этому времени немцев и военного аэродрома на Гражданке уже давно не было.
И не стоит, наверно, так настойчиво педалировать "военный - не военный". В конце-концов пока мы ещё не знаем, в каком точно году АС был передан ДОСААФ - тоже, кстати, не клубу любителей кактусов.
Скорей всего- да. Точно так же, как потом переехал в Горскую.raevsku писал(а):Насчет аэродрома ДОСААФ в Озерках. Да, думаю он появился и по объективным причинам, поскольку на рубеже 1960-х началась массовая застройка Гражданки...
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 261
Конечно, куча неточностей, просто провалов в памяти, и я тоже обратил на это внимание, и, думаю, А.Веселова - тоже, и учитывала, надеюсь. Достоверная информация по крупинкам накапливается. Просто - в который раз - понял, что живых свидетелей чего-либо не прибывает, к сожалению, а - наоборот ... И думаешь, вот ещё два года назад мог бы спросить, например, у мамы про ту же "Гражданку" или "Сосновку", да вот нужды не было, а сейчас уже не спросишь.
Извините за оффтоп.
Извините за оффтоп.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
Да, к сожалению... Я сейчас вспомнил свои детские "походы" с бабушкой. И ее слова: "пойдем на Гражданку, Яшумов, Спасскую..." Тоже уже не спросишь.Буквоед писал(а):Просто - в который раз - понял, что живых свидетелей чего-либо не прибывает, к сожалению, а - наоборот
К сожалению современная застройка не оставила ничего от Старой Гражданки. Пойди сейчас разыщи аэродром, старую ж/д, Немецкую Гражданку и пр. Нет ни хрена.
Вот еще одна неточность, уже из С. Глезерова по аэродрому "Гражданка": "Взлетно-посадочная полоса аэродрома пролегала по нынешнему пр. Науки. Она начиналась от теперешнего Гражданского проспекта в направлении ж/д Ручьи..."
АФС, опубликованная на Эраунде и картографический материал, говорят совсем о другом.
0 x
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 261
Между тем на эраунде прочитал, что в "Озерках" прыгали с парашютом еще в 1949 г. Ещё, кстати, и ДОСААФа не было, а были ДОСАВ, ДОСАРМ и ДОСФЛОТ.Буквоед писал(а):Скорей всего- да. Точно так же, как потом переехал в Горскую.raevsku писал(а):Насчет аэродрома ДОСААФ в Озерках. Да, думаю он появился и по объективным причинам, поскольку на рубеже 1960-х началась массовая застройка Гражданки...
М.б. "Озерки" использовались в 50-е гг в основном парашютистами (сам регулярно наблюдал их тогда), а вот в начале и середине 60-х оттуда уже летал на Як-18 мой приятель.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 261
За этими домиками, примерно в створе Елизаветинской улицы по полю шла "прямая, как стрела", канава , обросшая осинничком и березничком. Вдоль этой канавы шуваловские жители и дачники собирали грибы - в основном красные. А правее было летное поле, на котором стояла пара Ан-2.
(воспоминания 1958-59 гг. )
(воспоминания 1958-59 гг. )
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
+5, однако!Буквоед писал(а):... Авраам, Исаак и... Досааф"
Получается, что из всех военных аэродромов на севере Ленинграда, лучше всего сохранилась территория аэродрома "Сосновка", где и сейчас легко "читаются" направление взлетно-посадочной полосы, границы аэродрома, остатки земляной фортификации вблизи, трасса железнодорожных подъездных путей.
0 x
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 261
Я бы отнес сюда еще "Озерки". Все перечисленные Вами признаки- за исключением, м.б., пока не выясненного вопроса о железнодорожной ветке - имеются и там. Только лётное поле ещё и застроено, а не просто заросло как на "Сосновке".
"Гражданка", насколько я понимаю, изменена до неузнаваемости.
"Каменка" - тоже чистое поле, испытавшее во времена оные мелиорацию.
"Гражданка", насколько я понимаю, изменена до неузнаваемости.
"Каменка" - тоже чистое поле, испытавшее во времена оные мелиорацию.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
Вот именно, что "Озерки" застроены. Завод им. В.Я Климова, Физтех и пр. Попробуй сейчас, угадай среди промышленной застройки контуры старого аэродрома. И никаких опознавательных знаков, что в войну здесь был аэродром.Буквоед писал(а):Я бы отнес сюда еще "Озерки". Все перечисленные Вами признаки- за исключением, м.б., пока не выясненного вопроса о железнодорожной ветке - имеются и там. Только лётное поле ещё и застроено, а не просто заросло как на "Сосновке".
0 x
А без Гугла и пр. навигаторов. Если просто пройтись по дороге от р. Каменка к заводу им. В.Я. Климова? Вы наткнетесь на промышленную застройку и помойку. И никаких намеков, что в войну здесь был аэродром! Я о факте существования аэродрома узнал в свое время совершенно случайно, разговорившись с мужиком в автобусе. Причем местоположение взлетной полосы "абориген" указал совсем другое.Osbourne писал(а):Ну уж извините! Что Сосновка в Гугле читается, Что Озерки.
0 x
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7087
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 261
А оно кому надо было обозначать ? Всё - результат кампанейщины и"веяний времени". Обратите внимание, когда поставлен мемориал в Сосновке? К круглой дате (да при том не военной, а революционной ). На Гражданке - не знаю, при каких обстоятельствах появился памятный знак. Хорошо, хоть воинские кладбища рядом сохраняются.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое