Военные аэродромы в Ленинграде и области в годы ВОВ

военно-историческая тематика: КаУР, линия Маннергейма, оборонительные сооружения, поиск погибших родственников, мемориалы и воинские захоронения
Ответить
Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 15 ноя 2009 21:21

Признаю свои топографичесие ошибки :? . Разобрался. Но тогда на фотографию , особенно, если она сделана именно от дома 49, как там сказано, могли попасть и в/ч, и аэродром.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5339
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 311

Сообщение raevsku » 15 ноя 2009 21:32

Конечно могли, и должны были... Я выше выкладывал фото с уже ликвидированной в/ч, сделанное от ул. Верности.
Вопрос в том, что там делали военные самолеты в середине 50-х? И присутствуют ли они на снимке? Как могли не отметить такой важный момент на Эраунде? Просмотрел внимательно темы Эраунда по Гражданке, и упоминаний, что аэродром действовал и после войны, не встретил.
Надо бы разобраться. А для ентого нужен обсуждаемый снимок нормального размера. :?
0 x

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 16 ноя 2009 03:46

raevsku писал(а):Неправильная информация, и Вы привели ссылку на закрытую группу.
Ни я, ни Вы не можем утверждать, правильная это информация, или нет. Вполне возможно, что и мне, и отправителю этого фото привиделись самолёты на заднем плане. ВКонтакте фото не крупнее, там вообще крупных не бывает. Попрошу автора скана прислать вариант с большим разрешением. Автор, кстати - Анна Веселова - из статьи в Ведомостях по Вашей ссылке.

Что касается закрытой группы, то не составляет никакого труда в неё вступить.
Вложения
Безымянный.png
И что там такое, если не самолёты??
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 16 ноя 2009 10:25

Готов спорить, что по крайней мере слева - Ли-2.
2 raevsku
По-моему, неплохо бы опросить "местное население" -тех, кто жил в это время и в этом месте или хотя бы поблизости, или бывал там. К сожалению, среди моих знакомых таковых или уже, или вообще нет. М.б. у Вас с этим полегче?
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 16 ноя 2009 14:24

Osbourne писал(а):
raevsku писал(а):Неправильная информация, и Вы привели ссылку на закрытую группу.
Автор, кстати - Анна Веселова - из статьи в Ведомостях по Вашей ссылке.
Автор прислала оригиналы сканов, датируются 1956 годом. Я думаю, сомнения по поводу самолётов на фото отпадут.
Ещё этот милый человек прислала запись беседы со старожилом Гражданки, Ф. П. Васильевым, который рассказывает и про строительство "Самстроя", и про аэродром, и вообще про историю Гражданки. По его словам, аэродром закрыли в 1959 году после катастрофы тренировочного самолёта, когда аэродром уже эксплуатировался ДОСААФ. А существовал он ещё до войны.
Ссылки:
http://osbourne.pisem.su/1956_1.jpg
http://osbourne.pisem.su/1956_2.jpg
Беседа - 12 Мb
Страница автора ВКонтакте.
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 16 ноя 2009 22:35

Думаю, что после изучения ссылок никакая фотограмметрия не требуется. разве что для идентификации типов самолетов. А ткскть "вербальное" подтверждение как раз одного из представителей того самого "местного населения" по-моему ставит точку в этом вопросе.
Интересно и вообще всё интервью - прекрасный материал для краевдов.
Прошу Osbourne, вхожего в эту группу, передать искренюю благодарность А.Веселовой.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5339
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 311

Сообщение raevsku » 16 ноя 2009 22:55

Osbourne писал(а):По его словам, аэродром закрыли в 1959 году после катастрофы тренировочного самолёта, когда аэродром уже эксплуатировался ДОСААФ. А существовал он ещё до войны.
Сомнения, что аэродром продолжал эксплуатироваться в конце 50-х годов, действительно отпали. Но это был уже аэродром ДОСААФ.
Что он существовал еще и до войны, енто вряд ли. Вот, что пишет С . Глезеров: "С осени 1941г. на Гражданке появился военный аэродром. После начала блокады авиация Балтийского флота оказалась лишенной большинства своих аэродромов. Поэтому срочно требовались новые площадки, пригодные для посадки боевых самолетов. Одну из таких площадов подготовили на месте опытного поля совхоза "Ручьи". Поскольку Васильев приехал на Гражданку только в 1957г., он не может знать всей истории аэродрома "Гражданка".
По поводу всего остального. Рассказ пестрит массой неточностей.
1. Немцы основали поселение на Гражданке в начале 19 века, а не в 1914г., как говорит Васильев. Годом основания Немецкой Гражданки принято считать 1827г.. В этом году состоялась покупка 7,5 десятин земли у графа Воронцова колонистами из Ново-Саратовской колонии.
2. Территориально Немецкая Гражданка располагалась между нынешними улицами Гидротехников и Фаворского, а ближе к пр. Непокореннных находилось поселение "Дорога в Гражданку".
3. Т.о., "Самстрой" был основан в т.н. "Русской Гражданке".
4. Небольшое поселение немецких колонистов было еще и за деревней Ручьи.
5. Немцев с Гражданки выселяли в несколько этапов, согласно постановлениям Военного Совета Ленинградского фронта, НКВД СССР, принятым в конце лета 1941г. И по повторному постановлению Военного Совета от 20 марта 1942г. Ссылки на эти постановления давал LINX. Не только в Казахстан, а также в КОМИ АССР, в Котлас, Красноярский край, Омскую и Иркутскую области.
6. Зеркального карпа в запруде Муринского ручья разводил совхоз "Лесное". А за Сосновкой у противотанкового рва располагались свинарники, стоки с которых спускали по п/т рву в Муринский ручей и периодически травили ентого самого карпа. Наверное, об этом "озере" и рыбе из него рассказывает Васильев. И действительно, говняной запах у п/т рва я застал в начале 70-х. К слову, в свинарниках после войны был лагерь немецких военнопленных, построивших кварталы желтых уютных домиков на Удельной и на территории бывшего "Стандарта" у мототрека.

Извиняюсь, что несколько отклонился от обсуждаемой в топике темы... :?
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 16 ноя 2009 23:10

raevsku писал(а):Сомнения, что аэродром продолжал эксплуатироваться в конце 50-х годов, действительно отпали. Но это был уже аэродром ДОСААФ.
Вообще-то о принадлежности аэродрома мы не дискутировали :D .
Интересно, а ДОСААФовский аэродром в Озерках после закрытия "Гражданки" появился, наверно?
raevsku писал(а):Что он существовал еще и до войны, енто вряд ли. Вот, что пишет С . Глезеров: "С осени 1941г. на Гражданке появился военный аэродром. После начала блокады авиация Балтийского флота оказалась лишенной большинства своих аэродромов. Поэтому срочно требовались новые площадки, пригодные для посадки боевых самолетов. Одну из таких площадов подготовили на месте опытного поля совхоза "Ручьи".
Да, здесь память немного подвела ветерана. "Гражданка" строилась осенью 1941 одновременно с "Каменкой" , "Приютино" и др. флотскими аэродромами.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5339
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 311

Сообщение raevsku » 16 ноя 2009 23:22

Буквоед писал(а):Да, здесь память немного подвела ветерана. "Гражданка" строилась осенью 1941 одновременно с "Каменкой" , "Приютино" и др. флотскими аэродромами.
Какая память? Васильев живет на Гражданке с 1959г., отсюда и неточности в рассказе. К этому времени немцев и военного аэродрома на Гражданке уже давно не было.
Насчет аэродрома ДОСААФ в Озерках. Да, думаю он появился и по объективным причинам, поскольку на рубеже 1960-х началась массовая застройка Гражданки...
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 16 ноя 2009 23:44

raevsku писал(а):Какая память? Васильев живет на Гражданке с 1959г., отсюда и неточности в рассказе. К этому времени немцев и военного аэродрома на Гражданке уже давно не было.
Что-то он мог знать и до поселения на Гражданке, что-то после. А вообще-то помягчее бы, наверно, надо всё-таки к ветеранам :? Что мы с Вами будем помнить в таком возрасте :roll: ?
И не стоит, наверно, так настойчиво педалировать "военный - не военный". В конце-концов пока мы ещё не знаем, в каком точно году АС был передан ДОСААФ - тоже, кстати, не клубу любителей кактусов.
raevsku писал(а):Насчет аэродрома ДОСААФ в Озерках. Да, думаю он появился и по объективным причинам, поскольку на рубеже 1960-х началась массовая застройка Гражданки...
Скорей всего- да. Точно так же, как потом переехал в Горскую.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5339
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 311

Сообщение raevsku » 16 ноя 2009 23:57

Память - это то, что помнишь сам. Я так понимаю.
Вот я, например, естессвенно не могу "помнить" немцев на Гражданке и военный аэродром. А вот знать - да!
В рассказе очень много неточностей по истории Гражданки, на что я и обратил внимание.
Виноват, если был слишком резок в оценках рассказа.
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 17 ноя 2009 00:12

Конечно, куча неточностей, просто провалов в памяти, и я тоже обратил на это внимание, и, думаю, А.Веселова - тоже, и учитывала, надеюсь. Достоверная информация по крупинкам накапливается. Просто - в который раз :? - понял, что живых свидетелей чего-либо не прибывает, к сожалению, а - наоборот :( ... И думаешь, вот ещё два года назад мог бы спросить, например, у мамы про ту же "Гражданку" или "Сосновку", да вот нужды не было, а сейчас уже не спросишь.
Извините за оффтоп.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5339
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 311

Сообщение raevsku » 17 ноя 2009 00:28

Буквоед писал(а):Просто - в который раз :? - понял, что живых свидетелей чего-либо не прибывает, к сожалению, а - наоборот
Да, к сожалению... Я сейчас вспомнил свои детские "походы" с бабушкой. И ее слова: "пойдем на Гражданку, Яшумов, Спасскую..." Тоже уже не спросишь.
К сожалению современная застройка не оставила ничего от Старой Гражданки. Пойди сейчас разыщи аэродром, старую ж/д, Немецкую Гражданку и пр. Нет ни хрена.
Вот еще одна неточность, уже из С. Глезерова по аэродрому "Гражданка": "Взлетно-посадочная полоса аэродрома пролегала по нынешнему пр. Науки. Она начиналась от теперешнего Гражданского проспекта в направлении ж/д Ручьи..."
АФС, опубликованная на Эраунде и картографический материал, говорят совсем о другом. :?
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 17 ноя 2009 00:34

Буквоед писал(а):
raevsku писал(а):Насчет аэродрома ДОСААФ в Озерках. Да, думаю он появился и по объективным причинам, поскольку на рубеже 1960-х началась массовая застройка Гражданки...
Скорей всего- да. Точно так же, как потом переехал в Горскую.
Между тем на эраунде прочитал, что в "Озерках" прыгали с парашютом еще в 1949 г. Ещё, кстати, и ДОСААФа не было, а были ДОСАВ, ДОСАРМ и ДОСФЛОТ.
М.б. "Озерки" использовались в 50-е гг в основном парашютистами (сам регулярно наблюдал их тогда), а вот в начале и середине 60-х оттуда уже летал на Як-18 мой приятель.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5339
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 311

Сообщение raevsku » 17 ноя 2009 00:42

То бишь аэродром располагался рядом с бывшими деревянными домиками Ново-Парголовской колонии? А что, очень удобное место. За Сосновкой до ж/д тянулись поля, полностью свободные от застройки. Так что прыгай с парашютом или без... по самое не хочу! :? 8)
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 17 ноя 2009 01:02

За этими домиками, примерно в створе Елизаветинской улицы по полю шла "прямая, как стрела", канава , обросшая осинничком и березничком. Вдоль этой канавы шуваловские жители и дачники собирали грибы - в основном красные. А правее было летное поле, на котором стояла пара Ан-2.
(воспоминания 1958-59 гг. 8) )
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5339
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 311

Сообщение raevsku » 17 ноя 2009 01:04

Вот блин! Оказывается город был окружен с севера аэродромами ДОСААФ. :?
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 17 ноя 2009 01:12

Для разрядки (Aqua$erg, не сердитесь :) ):
Дедушка одного моего знакомого - правоверный и очень уже старый еврей - утверждал, что ДОСААФ - слово библейское: "... Авраам, Исаак и... Досааф" :P
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5339
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 311

Сообщение raevsku » 17 ноя 2009 01:18

Буквоед писал(а):... Авраам, Исаак и... Досааф" :P
+5, однако! :? :wink:
Получается, что из всех военных аэродромов на севере Ленинграда, лучше всего сохранилась территория аэродрома "Сосновка", где и сейчас легко "читаются" направление взлетно-посадочной полосы, границы аэродрома, остатки земляной фортификации вблизи, трасса железнодорожных подъездных путей.
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 17 ноя 2009 10:26

Я бы отнес сюда еще "Озерки". Все перечисленные Вами признаки- за исключением, м.б., пока не выясненного вопроса о железнодорожной ветке - имеются и там. Только лётное поле ещё и застроено, а не просто заросло как на "Сосновке".
"Гражданка", насколько я понимаю, изменена до неузнаваемости.
"Каменка" - тоже чистое поле, испытавшее во времена оные мелиорацию.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5339
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 311

Сообщение raevsku » 17 ноя 2009 15:09

Буквоед писал(а):Я бы отнес сюда еще "Озерки". Все перечисленные Вами признаки- за исключением, м.б., пока не выясненного вопроса о железнодорожной ветке - имеются и там. Только лётное поле ещё и застроено, а не просто заросло как на "Сосновке".
Вот именно, что "Озерки" застроены. Завод им. В.Я Климова, Физтех и пр. Попробуй сейчас, угадай среди промышленной застройки контуры старого аэродрома. И никаких опознавательных знаков, что в войну здесь был аэродром. :(
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 18 ноя 2009 00:51

Есть табличка на Доме лесника (см.выше). А контуры лётного поля действительно, если не знаешь, не определить. Также, как ничего не поймешь, например, сегодня на у нас на Комендантском :(
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 18 ноя 2009 03:23

Ну уж извините! Что Сосновка в Гугле читается, Что Озерки. Периметры, по-крайней мере. Все остальные, конечно, не опознаваемы.
0 x

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5339
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 311

Сообщение raevsku » 18 ноя 2009 21:15

Osbourne писал(а):Ну уж извините! Что Сосновка в Гугле читается, Что Озерки.
А без Гугла и пр. навигаторов. Если просто пройтись по дороге от р. Каменка к заводу им. В.Я. Климова? Вы наткнетесь на промышленную застройку и помойку. И никаких намеков, что в войну здесь был аэродром! Я о факте существования аэродрома узнал в свое время совершенно случайно, разговорившись с мужиком в автобусе. Причем местоположение взлетной полосы "абориген" указал совсем другое.
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 18 ноя 2009 21:53

А оно кому надо было обозначать :( ? Всё - результат кампанейщины и"веяний времени". Обратите внимание, когда поставлен мемориал в Сосновке? К круглой дате (да при том не военной, а революционной :roll: ). На Гражданке - не знаю, при каких обстоятельствах появился памятный знак. Хорошо, хоть воинские кладбища рядом сохраняются.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Ответить