Военные аэродромы в Ленинграде и области в годы ВОВ

военно-историческая тематика: КаУР, линия Маннергейма, оборонительные сооружения, поиск погибших родственников, мемориалы и воинские захоронения
Ответить
Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 12 окт 2010 09:03

raevsku писал(а):А что вы там надеетесь найти, ежли аэродром существовал совсем недолго и очень давно?
По некоторым данным аэродром работал и какое-то время после войны. Интересно также, осталось ли что нибудь от деревни Майсниеми.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 14 окт 2010 13:27

Небольшое добавление к комментарию по статье А.Жданова об аэродромах "Озерки" и "Каменка".
Буквоед писал(а):Встречаются и накладки. Так, под фотографией лётчиков у МиГ-3 (кстати, чуть ранее здесь или на эраунде, не помню, долго дискутировали по поводу возможности "загнать" его в такой узкий капонир 8) ) указан номер полка: 102 ап. Вероятно автор имел ввиду 102-й гвардейский истребительный авиационный (поздее - Выборгский) полк, преобразованный в гвардейский 07.07.1943 (до того - 124 иап). Но на фото лётчики в форме образца 1942 г. А летом 1943 была уже форма с погонами. Дополнительную путаницу внесло, вероятно, и совпадение № гвардейского иап с № 102 тап ДД (позднее - 32-й гв. ап ДД) - того, что летал на Ли-2. Его базирование на АС "Парголово" подтверждается , например, здесь .
Изучая рекомендованный LYNX фоторесурс, нашёл подтверждение своего предположения. На снимке - лётчики 124 иап, базировавшегося на Левашово. Снимок сделан в 1942 г.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 19 окт 2010 23:43

В "аэродромных" темах часто встречается упоминание об аэродроме Кексгольм и боевых действиях нашей авиации с этого аэродрома в начале войны. В то же время, "по жизни" как-то не слышал о том, что в Приозерске был аэродром. Решил выяснить. Оказалось, что аэродром построили финны ещё перед Зимней войной. Ну а потом он благополучно достался нам вместе с Кексгольмом/Кякисалми. И какое-то время работал и после войны. Аэродром есть на финских картах, так что определить его место не составило труда. Судя по снимку, там сегодня что-то типа пустырей со свалкой твёрдых бытовых отходов, очистными сооружениями и т.п. Кто-нибудь знает хорошо Приозерск и это место?
Вложения
аэродром(2).jpg
Аэродром на Викимапии
аэродром.jpg
Аэродром на финской карте
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 29 окт 2010 05:36

Про ж. д. ветку, шедшую на бывший аэродром Шувалово
Osbourne писал(а):Ветка.. ..теперь не существует. На её месте (частично) - асфальтовая дорога.
Я считал, что нынешняя Заповедная улица идёт частично по месту бывшего ж. д. полотна. Соответственно, ответвление на аэродром должно было быть где-то недалеко от переезда на Заповедной в сторону станции Шувалово.

Полевые исследования показали, что это не так. Никаких следов ответвления там обнаружено небыло. Но сайт wwii.sasgis.ru помог разглядеть, где же проходила эта ветка. Красными квадратами помечено место ответвления и место пересечения с нынешней Заповедной. Красными точками - траекторию ветки, видную в Гугле и поныне. На местности тоже должна быть видна, надо проверить ещё раз. Также в лесу есть следы тупичка, обозначенного на АФС зелёным квадратом.

З. Ы. Их там два, так вот щас Гугл разглядывал и увидел следы второго. :)
Вложения
2.JPG
1.JPG
0 x

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5339
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 311

Сообщение raevsku » 29 окт 2010 06:53

Это так, ежли праЛЬНА сделано наложение карт на вышеупомянутом сайте.
А следы ответвлений от ж/д в Орловском лесопарке сохранились и сейчас. Как-то заблудился тама, пересекая парчок, и по ошибке свернув на одно из ответвлений.
0 x
"вроде говоришь, да все не про то..." ©

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 29 окт 2010 10:09

Видно, что наложение сделано там достаточно качественно. Плюс проверял ещё по координатам с karjalankartat.
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 12 ноя 2010 12:11

Ещё немного об аэродроме Кексгольм.
В "аэродромных" темах часто встречается упоминание об аэродроме Кексгольм и боевых действиях нашей авиации с этого аэродрома в начале войны. В то же время, "по жизни" как-то не слышал о том, что в Приозерске был аэродром. Решил выяснить. Оказалось, что аэродром построили финны ещё перед Зимней войной.
21.08.1941 Кекскольм (Кякисалми) был, как известно, занят финнами. И, соответственно, аэродром тоже. В довольно интересной статье об этом периоде м. прочитать следующее:
Советская авиация мало бомбила Кякисалми. Интенсивные налёты производились только летом и осенью 1942 г. Разведкой было установлено, что в городе "имеется действующий аэродром, на котором базируются одномоторные истребители" и который с юго-востока прикрывают две четырёхорудийные батареи зенитной артиллерии/
Выходит, отступая, вывести из строя аэродром наши не успели.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 15 ноя 2010 12:31

Что-то с памятью моей стало :( ... В прошлом году, когда тема аэродромов только-только начиналась, одним был упомянут небольшой с/х аэродром на берегу озера Подгорное в Выборгском р-не. Обсуждали его с raevsku на предмет - был ли он когда-нибудь военным, были выложены карты, скриншот гугла... На днях стал искать - и не найду до сих пор, хоть убейте. Ни в этой теме, ни в той, из которой её в своё время выделили, ни в других разделах. Может, случайно пропала при переносе :roll: ?
А вспомнил об этом аэродроме в связи с тем, что читаю сейчас довольно интересную книгу Б.Шуйского "Уусикиркко Поляны" ("Остров", СПб, 2010). Так вот там автор дважды упоминает об этом аэродроме. Что он был устроен на месте финского военного. Что с него эвакуировали местных жителей в 1944 г. И что его в 41 г. взрывал известный разведчик-диверсант Иониди, а финны потом восстановили. Ссылок, как и перечня источников в книге, увы нет. Ну, третье утверждение, думаю, таки заблуждение, и автор, наверно, перепутал этот аэродромчик с аэродромом в Яппиля, где на самом деле потрудился Иониди. А вот был ли мальчик :wink: , т.е. был ли на этом месте в войну, пусть и маленький, но всё же аэродром? Глядя на финские карты, этого с ходу не скажешь. Хотя поле, существовавшее и до войны, в принципе позволяло устроить ВПП длиной метров 200-250 (во всяком случае, так было сделано потом, при сов. власти), что для небольших самолётов того времени вполне было достаточно. О боевом использовании говорить, конечно, не приходится: не те площади всё-таки. И упоминаний больше нигде о нём не встречал. Возможно, аэродром был запасным или использовался для связи.
З.Ы. А книга, тем не менее, неплохая, много интересных сведений о Полянах и окрестностях, а также ностальгических (для меня, по крайней мере :D ) деталей из жизни 50-60-70-х гг.
Вложения
030.JPG
Дорога от б. пионерлагеря "Лада" к "Даче лётчиков" (Punanenhovi). На предыдущей карте показана красной стрелкой (снимок сделан летом 2010 г.)
подгорное.jpg
На сов. карте 60-х гг имеется знак ВПП (каковая и была в 75-80-м гг). Вторым красным кружком обведено место, называвшееся жителями п. Тарасово "Дача лётчиков". Наших или финских - не знаю. Во всяком случае, это б. Punanenhovi
putrola.jpg
Красный кружок в левой части - на месте значка ВПП на советской карте (см. ниже). Красным кружком на ю.-в. от первого обозначена усадьба Punanenhovi.
аэродром.jpg
Вполне сохранившаяся ВПП, а в правом нижнем углу - Punanenhovi, она же - т.н "дача лётчиков"
Последний раз редактировалось Буквоед 21 янв 2011 23:28, всего редактировалось 2 раза.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 16 ноя 2010 00:46

...его в 41 г. взрывал известный разведчик-диверсант Иониди...
Операция Иониди по взрыву аэродрома Яппиля описана П.Лукницким, и из описания вполне понятно, о каком месте идёт речь. "Это, конечно, не Подгорное. Кстати, там же упоминается, что "по такой же технологии" Иониди взрывал и аэродром Макслахти (ныне - Прибылово). Под последним названием аэродром мне был известен давно. А вот был ли он (ещё называясь Макслахти) изначально финским - пока не знаю. Во всяком случае, на финской довоенной карте -никаких намёков. Вполне возможно, что его, как и Яппиля, построили наши м-ду 40-м и 41-м годом. Место вполне подходящее во всех отношениях.
Вложения
макслахти_прибылово.jpg
Аэродром Макслахти построили на возвышенном месте - Pahnoinmaki.
макслахти_прибылово(2).jpg
Аэродром Прибылово действует и сегодня.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 20 ноя 2010 00:18

Буквоед писал(а):А вот был ли он (ещё называясь Макслахти) изначально финским - пока не знаю. Во всяком случае, на финской довоенной карте -никаких намёков.
Кое-что об этом аэродроме удалось узнать. Дело в том, что у финнов он числился под названием Römpötti (см. карту). И то ли Иониди "недовзорвал" его, то ли финны быстро восстановили, во всяком случае аэродром действовал и осенью 1941 г., и осенью 1942 г., и позже. На одном из авиационых форумов прочитал:
1августа истребители 3/"e"v24 перебазировались из Кондопоги на Карельский перешеек - на аэродром Рёмпётти, в районе г. Койвисто.
Есть и другие материалы. А вот вопрос о "первостроителях" аэродрома пока остаётся открытым.
Вложения
самолёт 2.jpg
Под фото с другого ресурса подпись:This picture was made 17.Oct.1942.
It shows the start of Emil Vesas mission over Römpötti.
самолёт.jpg
Brewster BW-368 Катаяйнена (лётчик, о котором статья), осень1941 года. Снимок, судя по тексту статьи, сделан на Рёмпётти.
111348 - копия.jpg
Общий вид аэродрома Макслахти/Römpötti 11.10.1942
99815 - копия.jpg
09.07.1942. Финский коммент к фото, описывая фото лётчиков и полуголого часового, объясняет антураж "индийской жарой".
Последний раз редактировалось Буквоед 06 сен 2013 10:23, всего редактировалось 1 раз.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5339
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 311

Сообщение raevsku » 21 фев 2011 03:40

На известном ресурсе выложили новые, очень качественные снимки времен ВОВ. В том числе АФС аэродромов в Шувалово и Каменке, 3 шт. Один из них... тырк!.
0 x
"вроде говоришь, да все не про то..." ©

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 21 фев 2011 19:56

Великолепная АФС! На зимнем снике Шувалово-Светлана-Озерки даже самолеты отчётливо видны. И ангары, и капониры. А на осеннем хорошо видны ж/д ветки по обе стороны торца лётного поля.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5339
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 311

Сообщение raevsku » 22 фев 2011 00:07

Мне во всей ситуации немного не ясно, каким образом помещались самолеты в капониры аэродрома. Какой размах крыльев самолета?
Вот здесь измерены габариты самого крупного. Не маловато ли?
0 x
"вроде говоришь, да все не про то..." ©

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 22 фев 2011 00:19

Измерения - измерениями, конечно, они и тогда у нас с Вами вызывали вопросы. Но на АФС видны и самолёты, и капониры. Судя по их сравнительным габаритам, с-ты вполне могли помещаться даже в закрытые, те что расшифрованы под №3 (u:berdachter Boxen).
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5339
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 311

Сообщение raevsku » 22 фев 2011 00:26

Ну да, на фото действительно самолеты в капонирах. Вот только картинка плохо согласуется с данными топосъемки. :roll:
0 x
"вроде говоришь, да все не про то..." ©

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 22 фев 2011 00:28

Значится, такие были топографы :green2:
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5339
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 311

Сообщение raevsku » 22 фев 2011 00:31

Буквоед писал(а):Значится, такие были топографы
не думаю, что дело в топографах... надо будет при случае самому посмотреть. Пока капониры не уничтожили очередной говностройкой.
0 x
"вроде говоришь, да все не про то..." ©

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 22 фев 2011 19:53

Есть ещё одн предположение. Те фигуры, что отмечены мной на планшете, это неполные изображения капониров, т.е. то, что от них осталось к моменту топосъёмки. Это видно по их несимметричности. Если продлить остатки валов в обе стороны до полной симметрии фигуры, грубо говоря, до полуовала, то мы получим бОльший габарит 8) Кстати, у измеренной Вами фигуры - две надписи: +1,5 (это, я понимаю, высота) и 17,87. Последнее - габарит этого полуовала? Если - да, то в этот размер Ил-2 вполне вписывается.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5339
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 311

Сообщение raevsku » 22 фев 2011 22:16

Буквоед писал(а):Кстати, у измеренной Вами фигуры - две надписи: +1,5 (это, я понимаю, высота) и 17,87. Последнее - габарит этого полуовала? Если - да, то в этот размер Ил-2 вполне вписывается.
Последнее - абсолютная отметка, а первое да - высота.
0 x
"вроде говоришь, да все не про то..." ©

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 22 фев 2011 22:37

raevsku писал(а):Последнее - абсолютная отметка, а первое да - высота.
С отметкой понятно. А что насчёт остального?
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5339
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 311

Сообщение raevsku » 22 фев 2011 22:47

Честно говоря, я не понял вот про енто:
Буквоед писал(а):Те фигуры, что отмечены мной на планшете
О чем речь, и где отмечено?
0 x
"вроде говоришь, да все не про то..." ©

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 22 фев 2011 22:55

О тех капонирах, которые Вы тогда назвали маленькими
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5339
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 311

Сообщение raevsku » 22 фев 2011 23:08

Ну так они меньше того... На котором проводились измерения.
Можно проверить вот енту версию:
Буквоед писал(а):Если продлить остатки валов в обе стороны до полной симметрии фигуры, грубо говоря, до полуовала, то мы получим бОльший габарит
Только вот до "полуовала" продлевать нужно одну сторону обваловки капонира.
Найти бы еще планшеты под "Доску", забыл, кудысь засунул.
0 x
"вроде говоришь, да все не про то..." ©

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 22 фев 2011 23:16

raevsku писал(а):до "полуовала" продлевать нужно одну сторону обваловки капонира.
Не исключено, что капониры за послевоенное время потеряли не только симметрию, но и первоначальные размеры.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5339
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 311

Сообщение raevsku » 22 фев 2011 23:25

"так не бывает..." (С)
обваловка не могла передвинуться с одного места на другое.
0 x
"вроде говоришь, да все не про то..." ©

Ответить