Белоостровский вокзал постр. 1934

исторические материалы: все, что было до последних десятилетий, кроме военно-исторической тематики
Ответить
Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Белоостровский вокзал постр. 1934

Сообщение краевед эксперт » 18 дек 2011 19:26

Продолжаяя исследовать историю строительства каменного пограничного с Финляндией пасс. вокзала в Белоострове нашел решения июньского пленума ЦК (ВКП)б 1931г. ЦК... и СНК от 3 декабря 1931г. о превращении Ленинграда в образцовый город и строительстве второго пути на Приморской ж.д. http://tehnorma.ru/doc_ussrperiod/textu ... r_3808.htm
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 18 дек 2011 20:22

краевед эксперт писал(а):...и строительстве второго пути на Приморской ж.д.
Да, уж... :cry: 80 лет прошло, а воз и ныне там
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 18 дек 2011 21:37

Буквоед писал(а):
краевед эксперт писал(а):...и строительстве второго пути на Приморской ж.д.
Да, уж... :cry: 80 лет прошло, а воз и ныне там
Вышеприведенные документы показали точку отсчета необходимости строительства нового вокзала в Белоострове.
Немного истории. В 1917 г. на финской стороне был построен прекрасный каменный вокзал Раяйоки по проекту арх. Гранхольма.
Граждане, въезжающие в Советскую Россию через Белоостров могли увидеть лишь то, что осталось от деревянного вокзала, постр. в 1870г. и сгоревшего в июне 1919г., а также пробитую насквозь снарядом водоемное здание для заправки паровозов (см. на сайте статью "Мост через границу"- 2 , в части восстановления ст. Белоостров после войны.
Если в первые годы Советской власти с этим можно было мириться, то вначале 30-хг.г. идея строительства нового каменного вокзала в Белоострове стала естественной необходимостью для страны, уверенно строящей социализм. Вокзал должен был стать парадным въездом и показать, приезжающим гражданам из капит. скандинавских государств- страну свободных трудящихся, уверенно строящих свое светлое будущее.
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 18 дек 2011 21:46

Кстати, уважаемый краевед эксперт, Вы так и не ответили на этот вот вопрос :)
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 18 дек 2011 22:19

Буквоед писал(а):Кстати, уважаемый краевед эксперт, Вы так и не ответили на этот вот вопрос :)
Предполагаю, что на фото - часть строительства данного вокзала.
Могу сказать определенно, что боевые действия закончились в 1944г. и местность в р-не строящегося вокзала не изменилась и поныне.
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 18 дек 2011 22:28

Рассмотрел повнимательней. М.б. это и вообще не стройка, а вагоны на сестрорецкой ветке? :roll:
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 19 дек 2011 04:14

Там видно опору контактной сети. Ну а дальше, по-моему, просто кусты, как и сейчас..
0 x

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 20 дек 2011 17:37

После торжественного открытия пограничного с Финляндией вокзала Белоострова, постр. по проекту арх. А. Воробьева, в газетах Ленинграда появились сообщения, что в данном здании находился буфет.

Но в найденом в архиве ж.д. расписании пригородных поездов на лето 1938 г. по Приморской и Белоостровской линии было размещено объявление линейной конторы ж.д. буфетов и вагонов-ресторанов Окт. и Кировской ж.д. (ниже привожу выдержку по Приморской и Белоостровской линии).
«Граждане пассажиры!
В буфетах на ст. Л-да, …. Сестрорецк, Курорт….Вы всегда найдете большой выбор горячих и холодных блюд…»

О буфете на ст. Белоостров не сказано ни слова.
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 20 дек 2011 17:48

Буквоед писал(а):Рассмотрел повнимательней. М.б. это и вообще не стройка, а вагоны на сестрорецкой ветке? :roll:
Очень может быть. До войны в этом месте находились низкие платформы.
После войны (точно дату не знаю) платформы сделаны высокими и перемещены ближе к СПб.
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 20 дек 2011 18:00

краевед эксперт писал(а):О буфете на ст. Белоостров не сказано ни слова.
Это как раз в пользу версии, что буфет был для иностранцев.
0 x

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 20 дек 2011 18:42

Osbourne писал(а):
краевед эксперт писал(а):О буфете на ст. Белоостров не сказано ни слова.
Это как раз в пользу версии, что буфет был для иностранцев.
Двое из довоенных белоостровок рассказывали, что до финской, когда им было по 7 лет, их отцы, вместе с ними, были в этом буфете, который находился на втором этаже. Наверх вела мраморная лестница, а с двух сторон от нее стояли пальмы. Посещение буфета было возможно, т.к. у одной - отец был каким-то начальником на Финлянском вокзале, а другой - после окончания срочной службы в 5-ом погранотряде Сестрорецка, женился на белоостровке и стал лесником в Белоострове, а также секретарем парторганизации.
И вот сейчас белоостровки вспоминают с восхищением, что вокзал был очень красивым, как внутри, так и снаружи.
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 22 дек 2011 22:35

В том же расписании на лето 1938г. пассажирам сообщаются правила пользования ж.д.

«…..Примечание.
Для проезда женщин с детьми в каждом поезде выделяется по одному вагону в середине состава.
Для курящих пассажиров во всех поездах выделены два вагона-первый от паровоза и последний хвостовой. Курение в других вагонах воспрещается.
Для колхозников и единоличников с сельхозпродуктами в поездах выделены вагоны, снабженные надписью «для пассажиров с сельхозпродуктами». В другие вагоны пассажиры с мешками и бидонами не допускаются».
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 26 дек 2011 23:06

Сегодня, перед Новым годом , решил поискать в официальных источниках звенья информационной цепи о дате окончания строительства (торжественном открытии ) вокзала в Белоострове.
За две недели до конца ноября 1934г. в официальных источниках (газетах) было опубликовано, что "1 декабря сдается в эксплоатацию вновь выстроенный образцовый вокзал на ст. Белоостров" (день убийства Кирова).
Но позже дата официального торжественного открытия была перенесена на 3.12.1934г.
Последний раз редактировалось краевед эксперт 07 апр 2013 10:39, всего редактировалось 2 раза.
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 06 фев 2012 15:02

Продолжая исследовать историю вокзала постр. 1934г. нашел интересный источник об истории Окт.ж.д. в 1920-1930г.г. Это воспоминания и исследования по архивам ФСБ дочери репрессированного Ильина Л.М.
Ильин Л.М. был назначен начальником службы пути и сооружений Окт.ж.д. в 1933г.
Книга: Ильина Л.Л. "Мой отец против НКВД", СПб 1998 . http://www.sakharov-center.ru/asfcd/aut ... e&num=9697
Последний раз редактировалось краевед эксперт 09 фев 2012 16:18, всего редактировалось 1 раз.
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 06 фев 2012 19:54

Прочитал, не отрываясь. Яркий образец характеристики эпохи "светлого прошлого", о котором до сих пор кое-кто говорит с благоговением. Как ломались судьбы людей...
Много интересных фактов, например о прямом родстве Л.Л.Ильиной с автором знаменитого пулемётного станка для "Максима" А.А.Соколовоым. И, конечно, о положении на железных дорогах в 20-30-е годы.
Безусловно стоит прочитать.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 08 фев 2012 18:06

Буквоед писал(а):Прочитал, не отрываясь. Яркий образец характеристики эпохи "светлого прошлого", о котором до сих пор кое-кто говорит с благоговением. Как ломались судьбы людей...
Много интересных фактов, например о прямом родстве Л.Л.Ильиной с автором знаменитого пулемётного станка для "Максима" А.А.Соколовоым. И, конечно, о положении на железных дорогах в 20-30-е годы.
Безусловно стоит прочитать.

Ниже привожу малоизвестные факты из архивного документа февраль 1934г. о капиталовложении по Окт.ж.д. в 1934г., в котором упоминается "П" тов. Ильин.
«Слушали: О дополнительном ассигновании на капитальный ремонт за счет доходных поступлений 1934г.»
«Постановили:…2. По вокзалам: Поручить П ( начальник службы пути – М..Л.) Ильину, совместно со службой эксплуатации, с приглашением крупнейших художников и архитекторов Ленинграда или Москвы - -разработать проект приведения вокзалов Московский пассажирский, Ленинград Московский пассажирский и Ленинград Витебский пассажирский в образцовое состояние, распределив по очередям и обеспечив художественное оформление, как внутреннего, так и внешнего вида вокзалов. В отношении этих трех вокзалов необходимо ориентироваться на расход в сумме 1.200 тыс. руб. "

Важно, что в документе упоминается художественное оформление вокзалов, как и в Белоостровском. Очевидно в это время происходила новая мода.
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 08 фев 2012 19:16

краевед эксперт писал(а):... приведения вокзалов Московский пассажирский, Ленинград Московский пассажирский и Ленинград Витебский пассажирский в образцовое состояние, распределив по очередям и обеспечив художественное оформление, как внутреннего, так и внешнего вида вокзалов. ... Очевидно в это время происходила новая мода.
Мне почему-то кажется, что под приведением "в образцовое состояние" имелось ввиду скорее всего именно приведение вокзалов в порядок. К тому же их наконец-то удалось более-менее очистить от мешочников и просто голодающих, валивших в город в 1932-33 гг. Ну, и вероятно, деньги появились. Судя по тем же вышеупомянутым воспоминаниям, из-за нехватки ресурсов, а также низкой квалификации работников вся ж/д инфраструктура в 20-30- гг находилась в плохом состоянии. О том, что означало "художественное оформление" зданий, построенных выдающимися русскими архитекторами, тоже можно догадаться. Одно дело - современный вокзал в Белооострове, художественная составляющая которого (архитектурное решение, барельефы, роспись внутренних помещений) была органично вписана в проект. И другое - понавешать лозунгов и портретов Кагановича на здании, построенном Тоном или Бржозовским.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 08 фев 2012 22:42

Наконец-то (случайно :? ) обнаружил репродукцию картины Рутковского.
Вложения
x_80d65594.jpg
Н.Рутковский "Сталин у гроба Кирова"
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 09 фев 2012 14:06

Буквоед писал(а):Наконец-то (случайно :? ) обнаружил репродукцию картины Рутковского.
Не предполагал, что эта картина является эксклюзивом. Давно бы выложил на форуме.
Для информации.
Рутковский написал две картины "И.В.Сталин у гроба С.М.Кирова". Одна написана в 1934г., Другая (вариант) в 1938г.
На картинах справа внизу: Н.Рутковский 1934 (на варианте - 1938).
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 09 фев 2012 14:43

краевед эксперт писал(а):Не предполагал, что эта картина является эксклюзивом. Давно бы выложил на форуме.
Для информации.
Вот в том-то и оно! :) Я ещё в начале этой истории пытался найти картину и вообще какие-либо репродукции Рутковского в Интернете, но безуспешно -попалась только пара каких-то пейзажей, но с Кировым, а тем более с вокзалом - ничего. Так что у Вас, М.А., на руках действительно эксклюзив типа раритет :D
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 09 фев 2012 15:28

Буквоед писал(а): Так что у Вас, М.А., на руках действительно эксклюзив типа раритет :D
С раритетом не согласен. Никакой ценности не представляет. Просто я знаю, где можно найти хорошие копии (только не в интернете).
Ниже прикладываю малоизвестное фото крышки шкатулки, расписанной на то же трагическое событие. Это не с картины Рутковского, но факт росписи на шкатулке заслуживает внимания - это история нашей страны.

В.Е. у меня просьба еще раз выложить здесь эл. адрес Репортажа из Русского музея на ТВ Вести, Культура от 09 12.2010. К сожалению я не смог найти.
Вложения
шкатулка Киров в гробу копия_resize.JPG
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 09 фев 2012 18:07

краевед эксперт писал(а):... просьба еще раз выложить здесь эл. адрес Репортажа из Русского музея на ТВ Вести
http://www.rtr.spb.ru/Vesti/Vesti_2010/ ... sp?id=7552
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 11 фев 2012 12:41

краевед эксперт писал(а):Рутковский написал две картины "И.В.Сталин у гроба С.М.Кирова". Одна написана в 1934г., Другая (вариант) в 1938г..
Картина 1934г. приобретена Русским музеем через Ленизо в 1937г.. Вариант 1938г. был заказан Рутковскому Музеем Кирова на Каменноостровском пр.
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 13 мар 2012 15:52

краевед эксперт писал(а):[
Ниже прикладываю малоизвестное фото крышки шкатулки, расписанной на то же трагическое событие. Это не с картины Рутковского, но факт росписи на шкатулке заслуживает внимания - это история нашей страны. .
Прошу участников форума о помощи и сообщить подробности о художнике, дате написания, размерах и месте нахождения этой картины (в музее или частной коллекции).
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 14 мар 2012 00:09

Провёл небольшое экспресс-исследование :) Шкатулка представляет собой яркий образец т.н. "агитлака", основоположником которого был палехский живописец И.И.Голиков, создавший для этого дела специализированную артель.
По данной конкретной шкатулке удалось выяснить только, что сюжет называется "В почётном карауле". Об авторе ничего не нашёл. Но известно, что выпущен альбом по названием "Агитлак", где должна быть и эта шкатулка.
Ну, или можно попробовать непосредственно обратиться к обладателю коллекции и автору термина "агитлак", известному адвокату А. Добровинскому, когда он в очередной раз появится в телевизоре 8)
Вложения
агитлак.jpg
Были и на другие, близкие нам, темы шкатулки
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Ответить