Белоостровский вокзал постр. 1934

исторические материалы: все, что было до последних десятилетий, кроме военно-исторической тематики
Ответить
Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 09 дек 2012 12:48

Буквоед писал(а):Из ответа ничего не понял. Так от какого предмета тень?
... Первый кадр (прибытие поезда) снят на пригородном перроне: поезд прибывает "по радиусу". А второй - выход из вагона и беседа, якобы лицом к вокзалу - совсем на другом, а именно - за главным ходом на Выборг, герои стоят спиной к вокзалу. Тогда всё срастается: сзади пути, справа башня. Повернувшись направо, герои идут к башне, и она остаётся по правой руке, за путями. А тень - от здания вокзала!
В то время как если бы снимали на пригородном перроне, башня получалась бы слева от героев, а тень - непонятно от чего (что и вызвало моё недоумение).
Согласен с выводами.
На заднем плане дом Копытковских. Точка съемки второго кадра сделана ближе к башне централизации, в отличие от фото (см. выше) "002 новый размер".
Добавлю маленькую деталь. Съемки происходили не позднее лета 1939г. Т.е. до финской войны, когда граница с Финляндией проходила по Сестре, поэтому оператор в первом и втором кадре стоял спиной к государственной границе.
И, как вообще - то, разрешили производить киношникам съемку на границе?

Если не знать, что эти съемки происходили на ст. Белоостров, то и не догадаешься сразу.
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 09 дек 2012 13:50

Для наглядности прикрепил еще одно фото лето 1938г. фрагмента угла здания вокзала, сделанное со стороны главных путей в направление Финляндии.
Левая часть здания для пригородного сообщения. Со стороны главных путей (правая часть здания) - для интуристов (художественно оформлено снаружи - рельефами, внутри - роспись фреской)
Вложения
0011_новый размер.jpg
фрагмент угла здания вокзала
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 09 дек 2012 18:01

краевед эксперт писал(а):Съемки происходили не позднее лета 1939г. Т.е. до финской войны, когда граница с Финляндией проходила по Сестре, поэтому оператор в первом и втором кадре стоял спиной к государственной границе.
Да, когда я разобрался с точками съёмки, тоже об этом подумал :D
краевед эксперт писал(а):И, как вообще - то, разрешили производить киношникам съемку на границе?
Значит, вопрос о переносе границы уже был решён 8)
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 09 дек 2012 21:07

Решил, что надо просмотреть и фильм целиком. Достойный образец советской предвоенной кинематографии. Враг хитёр и коварен, но партия большевиков мудра и прозорлива. У каждого командира (конечно же он положительный герой, отрицательных там просто нет, разве что враги) - по комиссару, от командира ПЛ до командующего флотом. Шага не дадут сделать, обязательно поправят и направят, а то и просто сдадут начальству. Примечательная деталь: только что появившаяся медаль "ХХ лет РККА" в начале фильма - только у батальонного комиссара (а не майора!) из 2-го кадра. Но в заключительных сценах появляется и на груди члена Военного совета. Не иначе, как исправили промашку по ходу съёмок. Запомнилась фраза командующего: "Наши папиросы курят во всём мире!". Тем не менее, юбилейной медали нет и у него :green2: Это могло означать одно: не было 20 лет выслуги в Красной Армии. Хотя по чину и возрасту не похоже. Значит, служил у Колчака. Ну, и козни врагов ("коричневой стороны", как там сказано), маскирующих пиратскую лайбу то под рыбацкую шхуну, то под прогулочную яхту, чтобы расстреливать советские корабли, впечатляют. Много и всего другого, так что посмотрите, не пожалеете. Чисто морские эпизоды комментировать не буду, тут есть профессионалы, им и флаг в руки :D
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 10 дек 2012 02:50

Очень интересно! Спасибо. Как же удалось наткнуться на этот фильм?
Вложения
1.JPG
Ещё раз скриншот вокзала без паровоза.
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 10 дек 2012 10:43

Буквоед писал(а):Чисто морские эпизоды комментировать не буду...
На одном сюжете всё же не могу не остановиться. Значительная часть действия фильма происходит на ПЛ "Спрут". Те, кто смотрел фильм, могли обратить внимание, что помимо надписи "Спрут" на корпусе имеется ещё тактический номер на рубке: "Ц-323". Легко разглядеть, что это грубовато закрашенный "Щ-323". Но, похоже, что и название "Спрут" взято не с потолка: так называлась установленная на некоторых лодках этой серии аппаратура стабилизации ПЛ на глубине. Биография реальной лодки Щ-323 гораздо более драматична, чем судьба "Спрута". Построенная на з-де "Красное Сормово" ПЛ вошла в строй в 1936 г., участвовала в Зимней войне, где потопила 1 транспорт, оказавшийся эстонским. Командир был нагаждён орденом Красного Знамени. В осеннем походе 1941 г. Щ-323 потопила 3 судна (противником подтверждено одно). Командир получил орден Ленина, экипаж также был награждён, а в январе 1942 г. лодка стала Краснознамённой. В апреле 1943 г. при переходе из Ленинграда в Кронштадт лодка подорвалась на донной неконтактной мине и затонула. Спасательные работы из-за опасения обстрела немцами во-время не начали, часть экипажа вышла через торпедный аппарат, но к моменту прихода наших катеров в живых осталось только двое. Подняли лодку в 1944 г. Останки погибших захоронены на кладбище на о.Декабристов, где установлен мемориал.
(по материалам http://www.deepstorm.ru/ )
Вложения
мемориал Щ-323.jpg
ц-323.jpg
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 10 дек 2012 12:59

Osbourne писал(а):Очень интересно! Спасибо. Как же удалось наткнуться на этот фильм?
В поисках истории Белоострова потянул за тоненькую ниточку истории Белоострова, а вытащил советский боевик образца 1939г.
Это мой подарок белоостровцам к Новому году!
Можно сделать скриншоты и оформить их в виде новогодних открыток.
Теперь нужно попытаться раскрутить историю создания этого фильма.
О фильме см.http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/8299/annot/
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
LYNX
Знаток
Сообщения: 2280
Зарегистрирован: 07 июн 2008 00:24
Откуда: 40 км
x 253

Сообщение LYNX » 10 дек 2012 17:49

А у меня, оказывается, есть этот фильм на двд. Сборка из 4 фильмов о подводниках - Подводная лодка Т-9, Четвертый перископ, Морской ястреб, В мирные дни. Пока еще так и не посмотрел ничего. Дошел до этой сцены и хотел посмотреть надписи на стенах вокзала, но все равно ничего не разобрать. KMP VLC WMPlayer MPClassic не зумируют экран в бОльшую сторону. Вроде проглядывает надпись "Начальник вокзала" ( с лупой смотрел) на правой вывеске.

Режиссер фильма В.Эйсымонт. Он снял также фильм Жила-была девочка в 1944 году. Ленинград еще был тогда в блокаде. Много интересных кадров
0 x

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Re: Белоостровский вокзал постр. 1934

Сообщение Osbourne » 11 дек 2012 06:08

Последний раз редактировалось Osbourne 18 янв 2017 05:49, всего редактировалось 3 раза.
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 11 дек 2012 11:26

краевед эксперт писал(а):Часть здания вокзала для пригородного сообщения. Рельсы на Курорт.
Что-то я опять задумался: откуда сделан этот снимок? :roll: Это ведь не тот "торец", что в первом кинокадре (см.) Здесь ступени и парадные двери.
Вложения
001___117.jpg
Можно уточнить и показать на схеме, откуда сделан снимок?
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 11 дек 2012 12:35

Буквоед писал(а):
краевед эксперт писал(а):Часть здания вокзала для пригородного сообщения. Рельсы на Курорт.
Что-то я опять задумался: откуда сделан этот снимок? :roll: Это ведь не тот "торец", что в первом кинокадре (см.) Здесь ступени и парадные двери.
"Торец" тот, но в кадрах фильма, снятого летом 1939, ступени со стороны рельсовых путей на Курорт отсутствуют. На месте ступеней стоят скамейки.
Мое толкование.
На архивном фото, сделанным в декабре 1934г. со стороны торца здания видны П-образные ступени. Когда я первый раз увидел на фото эти ступени, то они мне очень не понравились.
С точки зрения архитектуры это впечатляет. Но при отсутствии навеса и перил зимой ступени покрываются льдом. Также нижние ступени близко подходят к рельсам и можно скатиться под колеса поезда.
Предполагаю, что лестничный марш перенесли на западную сторону.
В кадрах фильма пассажиры бегут к подходящему поезду именно с той стороны.
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 11 дек 2012 18:44

краевед эксперт писал(а):Предполагаю, что лестничный марш перенесли на западную сторону.
В кадрах фильма пассажиры бегут к подходящему поезду именно с той стороны.
Что ж, вполне логичное предположение. Ступени там действительно были непродуманно спроектированы.
А для "оживления" поставили скамейки и повесили часы 8)
Кстати, ступени ведь есть и с ю.-восточной стороны, они расположены вдоль крыла, правда ведут к единственной двери, а не к трём, как было.
И я так понимаю, что фото вокзала с западной стороны не имеется? :(
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 11 дек 2012 20:54

Буквоед писал(а):[

А для "оживления" поставили скамейки и повесили часы.
Кстати, ступени ведь есть и с ю.-восточной стороны, они расположены вдоль крыла, правда ведут к единственной двери, а не к трём, как было.
И я так понимаю, что фото вокзала с западной стороны не имеется? :(
К ступеням с юго-восточной стороны здания можно было пройти только через калитку, где стояли двое пограничников, которые проверяли документы.

Фото с западной стороны части здания пригородного сообщения у меня нет. Есть фото здания интуриста со стороны Финляндии.

Часы на здании это бутафория? Они показывают 15 час. 20 мин. А с какой стороны солнце?
Вложения
0012_новый размер.jpg
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 11 дек 2012 21:17

краевед эксперт писал(а):Часы на здании это бутафория? Они показывают 15 час. 20 мин. А с какой стороны солнце?
Вернёмся к схеме.
Вложения
0041__205_703.jpg
Солнце в момент съёмки на пригородном перроне (нижняя жёлтая стрелка) - с юго -юго-западной стороны, что примерно соотвтетствует времени на часах.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 11 дек 2012 23:32

Чем больше анализирую архитектуру пограничного с Финляндией вокзала, тем больше начинаю понимать, что перед арх. А. Воробьевым была поставлена задача напустить побольше тумана в глаза иностранцам и показать, как хорошо в стране советской жить.
Для этого здание вокзала было очень высоким и вытянутым вдоль полотна ж.д. по оси Ленинград-Выборг и представляло в плане П- образник, что создавало впечатление большого объема.
Даже со стороны Ленинграда боковина здания с колоннами выглядела ажурной, но со стороны Курорта было сделано уширение в части здания для пригородного сообщения.
Хотя в верхней части здания над коллонами был узкий корридор, который не нес на себе никакой функциональной нагрузки.
Для убедительности, со стороны въезда в СССР, на здании были размещены рельефы, показывающие этапы строительства социализма.
А, для того, чтобы окончательно поразить иностранцев, внутренняя часть здания для интуриста была, как в церкви, расписана фресками по сырой штукатурке.
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 12 дек 2012 05:32

краевед эксперт писал(а):в кадрах фильма, снятого летом 1939, ступени со стороны рельсовых путей на Курорт отсутствуют. На месте ступеней стоят скамейки.. ..На архивном фото, сделанным в декабре 1934 г. со стороны торца здания видны П-образные ступени.. ..ступени близко подходят к рельсам и можно скатиться под колеса поезда.
Конечно, за 5 лет работы вокзала могли вполне успеть внести любые изменения. Логично, что эти ступени посчитали опасными и, соответственно, 3 двери переделали в окна.
0 x

Аватара пользователя
Здрагер
Забаненный флудер форума
Сообщения: 1833
Зарегистрирован: 17 янв 2010 10:31
Откуда: Белоцарск
x 4

Сообщение Здрагер » 12 дек 2012 06:11

Отличная, по-моему, находка. Спасибо всем, кто нашел, кто объяснил, кто выложил кино. Совершенно неожиданная тема для этого форума.

Белоостровский вокзал, насколько я понял, попал в кино по двум причинам. 1. Он был достаточно большой и солидный, чтобы изображать вокзал вымышленного приморского города. 2, Но он не настолько знаком кинозрителям, как, например, ленинградские вокзалы, и потому не узнается в фильме большинством зрителей, создается впечатление какого-то неизвестного города.

Любопытны и корабли, которые снимались в кино. Помимо настоящей "щуки", о которой уже писали, очень хорош и эсминец. Это же живой "новик", легенда российского флота.

http://www.youtube.com/watch?v=yU68j12_WGM

Не знаю, который из "новиков" в кино снимался, последние балтийские "новики" они все все равно погибли в 1941, так что фильм остался памятником и этому кораблю.
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 12 дек 2012 09:43

Здрагер писал(а):Белоостровский вокзал, насколько я понял, попал в кино по двум причинам. 1. Он был достаточно большой и солидный, чтобы изображать вокзал вымышленного приморского города. 2, Но он не настолько знаком кинозрителям, как, например, ленинградские вокзалы, и потому не узнается в фильме большинством зрителей, создается впечатление какого-то неизвестного города.
Да, наверно действительно так. Правда, вокзал присутствует всего в одном кадре и частично. Могли бы и побольше показать, конечно. Но, с другой стороны, это не видовой фильм, и важно прежде всего действие лиц, а не антураж. А м.б. были, как предполагает краевед эксперт, и режимные ограничения. Поэтому масштаб, точнее класс, вокзала подчёркнут другими деталями, например появлением в кадре носильщика.
(Интересно, а на самом деле на белоостровском вокзале имелись носильщики?)
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 12 дек 2012 16:44

Буквоед писал(а):[. А м.б. были, как предполагает краевед эксперт, и режимные ограничения. Поэтому масштаб, точнее класс, вокзала подчёркнут другими деталями, например появлением в кадре носильщика.
(Интересно, а на самом деле на белоостровском вокзале имелись носильщики?)
О режимных ограничениях.
Съемки фильма происходили в Белоострове летом 1939г.
Обстановка на границе с Финляндией, проходящей в 15 км от Ленинграда, была весьма напряженной.
Во время строительства башни централизации, арх. Вайтенсом был направлен запрос в ОГПУ о разрешении произвести ее фотографирования. Ответ был положительным.

Белоостровский вокзал арх. Воробьева постр. 1934г. был 1 класса. При разработке проекта все требования к принадлежности здания этому классу были учтены, в т.ч. соблюдение норм международной санитарной конвенции см. http://bigmeden.ru/article/%D0%9A%D0%BE ... 0%B8%D0%B8

Таможенный досмотр производился в здании вокзала, поэтому можно предположить, что для интуриста были и носильщики.
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 12 дек 2012 19:09

Osbourne писал(а):
краевед эксперт писал(а):в кадрах фильма, снятого летом 1939, ступени со стороны рельсовых путей на Курорт отсутствуют. На месте ступеней стоят скамейки.. ..На архивном фото, сделанным в декабре 1934 г. со стороны торца здания видны П-образные ступени.. ..ступени близко подходят к рельсам и можно скатиться под колеса поезда.
Конечно, за 5 лет работы вокзала могли вполне успеть внести любые изменения. Логично, что эти ступени посчитали опасными и, соответственно, 3 двери переделали в окна.
В первом кадре фильма видно, что П-образный лестничный марш отсутствует, но 3 дверных проема в окна не переделаны.
Появление такого неудобного высокого марша объясняется наличием котельной в этой части здания (на фото видна небольшая дымовая труба), а также высоким уровнем грунтовых вод. В итоге, архитектор заложил для белоостровцев неудобства, в отличие от интуристов.
Сегодня можно увидеть глубокие дренажные канавы, расположенные между ж.д. путями и 2-х этажными каменными домами.
На финском вокзале Раяйоки тоже высокий уровень грунтовых вод, но арх. Гранхольм расположил котельную со стороны СССР на оси вокзала, но не в подвале. Также над котельной расположена дымовая труба, которая не особенно портит общий вид вокзала, т.к. за ней идут высокие башенки.
На вокзале арх. Воробъева все наоборот. Со стороны Финляндии расположен герб СССР и рельефы.

Сегодня попытался на имя режиссера Эйсымонта найти какие - нибудь воспоминания, но не нашел.
Когда собирал материалы для статьи "Первый сбитый Юнкерс", то нашел воспоминания С. Герасимова, в которых он объяснил свое появление на фото, на фоне обломков Юнкерса, от 25 июня 1941г. см. http://www.beloostrov.ru/stat_35.html
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 12 дек 2012 22:11

краевед эксперт писал(а):В первом кадре фильма видно, что П-образный лестничный марш отсутствует, но 3 дверных проема в окна не переделаны.
Видно там не очень хорошо. Точнее, очень плохо. Проёмы сохранены до уровня пола. Но это не говорит о том, что двери на месте. Окно за углом - до уровня пола. В нижней секции - что-то типа жалюзей. Такие же жалюзи просматриваются и там, где должны быть двери. Так что мне всё же кажется, что двери переделали.
0 x

Аватара пользователя
Здрагер
Забаненный флудер форума
Сообщения: 1833
Зарегистрирован: 17 янв 2010 10:31
Откуда: Белоцарск
x 4

Сообщение Здрагер » 13 дек 2012 17:26

Офффтопппп, конечно, но уж навеяло.

http://zdrager.livejournal.com/25424.html
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 13 дек 2012 19:07

Здрагер писал(а):Офффтопппп, конечно, но уж навеяло.

http://zdrager.livejournal.com/25424.html
Трактат, однако! 8)
А что за линкор показан в фильме?
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Здрагер
Забаненный флудер форума
Сообщения: 1833
Зарегистрирован: 17 янв 2010 10:31
Откуда: Белоцарск
x 4

Сообщение Здрагер » 13 дек 2012 20:38

Оба, в разных эпизодах. : )
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 13 дек 2012 21:07

Т.е. и "Марат" и "Октябрина"?
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Ответить